В условиях многообразия собственников резко возрастает роль государственных стандартов содержания и использования жилья, которые должны быть обязательны для всех собственников. В условиях хронического недофинансирования ЖКХ, с одной стороны, и многообразия требований к содержанию объектов и обслуживанию потребителей, которые, как правило, не выполняются, с другой стороны, целесообразно выделить основные (минимальные) стандарты содержания жилья и коммунальных объектов, придать им силу законов субъектов Российской Федерации для обеспечения их неукоснительного исполнения организациями - подрядчиками. По мере улучшения финансирования обслуживания жилищного фонда и коммунальных объектов эти стандарты могут быть расширены и ужесточены.
Функции государственного контроля и регулирования качества обслуживания в лучшем случае должна выполнять жилищная инспекция, контролирующая не только обеспечение минимальных стандартов обслуживания, но и сам факт заключения договоров, отражающих эти нормативы. Таким образом, жилищная инспекция контролирует как состояние жилищного фонда, обслуживаемого подрядной организацией, так и исполнение обязанностей управляющей организацией.
Государственное регулирование развития и текущей деятельности жилищно - коммунального хозяйства, в том числе координации и контроля перехода к новым ставкам оплаты жилья и коммунальных услуг, осуществляют органы исполнительной власти края, наделенные соответствующими полномочиями (комитет, департамент, государственная жилищная инспекция).
Федеральный орган исполнительной власти, наделенный Правительством Российской Федерации соответствующими полномочиями, осуществляет разработку государственной политики в сфере жилищно - коммунального хозяйства, форм и методов государственного регулирования, адекватных новым экономическим условиям, координацию деятельности органов управления ЖКХ субъектов Российской Федерации, разработку системы норм, правил и стандартов эксплуатации, капитального ремонта и реконструкции объектов ЖКХ по вопросам, относящимся к компетенции федеральных органов власти.
Одной из форм государственного регулирования и контроля качества обслуживания является лицензирование, осуществляемое специализированными региональными органами управления ЖКХ, а также определение приоритетных групп потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установление минимального уровня их обеспечения услугами в случае невозможности полного удовлетворения их потребностей из-за недостатка ресурсов или мощностей у организации, отнесенной к предприятиям - монополистам или являющейся таковой на местном рынке.
Защита интересов потребителей жилищно-коммунальных услуг реализуется также путем установления условий и ограничений при изменении форм собственности организаций ЖКХ.