Ключевой проблемой второго этапа реформы экономического механизма остается изменение отношений собственности, обусловленное (после этапа преимущественно муниципализации) появлением в этой сфере финансово - строительных и эксплуатационных компаний, акционерных обществ, частных фирм, выступающих в качестве как застройщиков, так и собственников жилья.
Появление новых групп собственников обусловлено потребностями в новых формах и методах организации инвестиций в развитие объектов ЖКХ в условиях ограниченности бюджетных возможностей. При этом наряду с диалогом "заказчик" - "подрядчик" формируются сложные многосторонние взаимоотношения, участниками которых являются:
инвестиционные, строительные и эксплуатационные организации различных форм собственности, выполняющие все или только часть указанных функций;
собственники жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры, представляющие их органы и управляющие компании;
потребители услуг - владельцы и арендаторы жилых помещений, товарищества собственников, другие организации.
Реформа в ЖКХ должна быть направлена на повышение роли, самостоятельности и ответственности хозяйствующих субъектов различных форм собственности, осуществляющих непосредственное обслуживание потребителей и имеющих правовые и финансовые возможности не только текущей деятельности, но и развития объектов ЖКХ.
Решение указанной проблемы требует изменения компетенции и функций органов управления в обеспечении государственного регулирования и контроля развития и текущей деятельности ЖКХ, а также формирования структур, представляющих интересы всех собственников (а не только муниципальной собственности) и защищающих права потребителей услуг.