Недействующий

О РЕФОРМЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАЯ

5. Обеспечение социальной защищенности населения


Защита населения при переходе на рыночные принципы оплаты жилищно - коммунальных услуг состоит:

в жестком контроле со стороны органов местного самоуправления и уполномоченных ими специализированных организаций (служб заказчика) за тем, чтобы в тарифы для населения не включались необоснованные затраты, связанные с монопольным положением жилищно - коммунальных организаций (необоснованные административные издержки, потери в сетях, использование неэффективных технологий и пр.);

в контроле со стороны государственной жилищной инспекции за деятельностью предприятий ЖКХ, состоянием жилья и коммунальных объектов;

в совершенствовании программы жилищных субсидий малообеспеченным категориям граждан для целевого расходования средств, направляемых на социальную защиту населения.

В этой связи следует пересмотреть федеральную политику в отношении льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан. По каждой льготе должен быть четко указан источник ее финансирования. Льготы, предоставляемые гражданам по профессиональному признаку, должны финансироваться из бюджетов соответствующих организаций и ведомств. Следует принять меры по совершенствованию механизма предоставления жилищных субсидий и отражению изменений, происшедших в сфере оплаты жилищно-коммунальных услуг, в системе основных социальных индикаторов. Это, в частности, предполагает:

а) исключение возможности отказа в начислении жилищных субсидий гражданам, имеющим на нее право, под каким бы то ни было предлогом (в частности, в жилищном фонде, находящемся в полном хозяйственном ведении предприятий). Дальнейшее повышение ставок оплаты жилищно-коммунальных предприятий). Дальнейшее повышение ставок оплаты жилищно-коммунальных услуг возможно только при полной уверенности, что ни одна семья не будет тратить на оплату жилищно-коммунальных услуг в пределах социальной нормы больше установленного предельного уровня платежей;

б) обеспечение органами местного самоуправления достаточного финансирования служб жилищных субсидий с тем, чтобы реально обеспечить всем нуждающимся возможность оформления субсидий, а также контроля за предоставлением жилищных субсидий всем имеющим на то право гражданам во всех видах жилищного фонда;

в) утверждение процедур, не допускающих отказа в жилищной субсидии гражданам, имеющим просроченную задолженность, при их согласии погасить эту задолженность в согласованные сроки. Это дало бы возможность исключить просроченную задолженность среди наименее обеспеченных семей, имеющих право на жилищную субсидию, что в свою очередь позволило бы принять жесткие меры принуждения к остальным семьям (опись имущества, выселение с предоставлением жилого помещения по норме общежития). Как с экономической, так и социальной точек зрения меры принуждения необходимо, в первую очередь, применять к неплательщикам из числа семей, имеющих в собственности второе жилье, которое должно оплачиваться по себестоимости.

С целью дополнительной защиты граждан от необоснованных санкций организаций, осуществляющих управление жилищных фондом, возложить эту функцию на специальную муниципальную комиссию, куда должны войти представители администраций, жилищных организаций, служб социальной защиты и юристы. К компетенции комиссии могли бы быть отнесены:

работа с задолжниками: выработка и реализация схем погашения задолженности;

помощь семьям в разъяснении, на какого рода социальную поддержку они могут рассчитывать, и содействие в организации этой помощи;

организация добровольного обмена жилых помещений;

формирование обменного жилищного фонда для переселения;

выявление семей, дела которых по неплатежам за жилую площадь и услуги передаются в суд, и организация подачи судебных исков.

Необходимо обеспечить оперативное отражение нормативных затрат по пользованию жилищно - коммунальными услугами в методике расчета бюджета прожиточного минимума. В настоящее время программа жилищных субсидий сопоставима по охвату семей и размерам материальной помощи с другими существующими сегодня социальными программами. В этих условиях к программе начинают предъявляться достаточно высокие требования, и критика программы жилищных субсидий сегодня зачастую строится на том, что жилищные субсидии не решают полностью проблемы всех малообеспеченных семей. Между тем, именно с внедрением механизма жилищных субсидий, пожалуй, впервые создан прецедент установления предельно допустимой доли платежей граждан за некоторую социальную норму потребления товара или услуги в их доходе. Проблема состоит скорее в том, что в части расходов на продукты питания, транспортные, медицинские и иные необходимые услуги таких социальных гарантий пока не существует.