Недействующий

О РЕФОРМЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАЯ

1.4. Электроснабжение


В 18 муниципальных предприятиях электрических сетей, осуществляющих реализацию электрической энергии коммунально - бытовым потребителям, эксплуатируется 13.5 тыс. км линий электропередач 0.4; 6; 10 кВ, 3.5 тыс. трансформаторных подстанций, 35 тыс. светильников сетей наружного освещения населенных пунктов и обслуживаются 250 тыс. электроплит.

Общий износ электрических сетей превышает 60 процентов. Наибольший износ приходится на строительные части трансформаторных подстанций, сети и опоры высоковольтных линий.

Причиной сложившегося положения является отсутствие в отрасли устойчивой и отлаженной системы хозяйствования. Исторически сложилось так, что финансирование предприятий ЖКХ осуществлялось в виде дотаций, покрывающих убытки предприятий. Убыточность, в свою очередь, определялась политикой замораживания уровня квартплаты и коммунальных тарифов для обеспечения доступности коммунальных услуг.

Дотационность предприятий не стимулировала поиск руководителями и специалистами путей снижения затрат, повышения качества обслуживания, внедрения новой техники и технологий.

Уровень финансирования и ресурсного обеспечения систем коммунального обслуживания также был явно недостаточен для достижения пропорционального развития инженерной инфраструктуры. Объем инвестиций в коммунальное хозяйство длительное время сохранялся на уровне 22 - 24 процентов от затрат на жилищное строительство (при нормативе 33 - 35 процентов).

Таким образом, сложившаяся многолетняя практика финансирования и снабжения жилищно - коммунального хозяйства по остаточному принципу привела к физическому износу его объектов, который в настоящее время составляет критическую величину.

Ситуация не изменилась к лучшему и с переходом на рыночные условия хозяйствования.

Принятием Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг" федеральная власть продиктовала свою волю к поэтапному переходу на новую систему оплаты жилья.

В переходный период, продленный в настоящее время до 2003 года, предполагается обновить основные фонды, оснастить инженерные системы приборами учета, довести уровень жилищно - коммунального обслуживания до нормативного, создания конкурентной среды в сфере обслуживания жилищного фонда. Кроме того, предусматриваются создание нового хозяйственно - финансового механизма функционирования ЖКХ и поэтапная реализация программы выплаты субсидий малоимущим категориям граждан.

В переходный период предполагается, что восполнение средств на жилищно - коммунальные услуги (ЖКУ) в части, не перекрываемой сборами с населения, будет производиться из бюджетов всех уровней.

Однако, передав предприятия ЖКХ в ведение местных администраций, государство практически прекратило финансирование отрасли из федерального бюджета.

Возможности использования платежей населения как основного финансового источника функционирования отрасли в настоящее время в крае практически исчерпаны. Прогноз увеличения тарифов на ЖКУ в связи с ростом тарифов на электрическую энергию показывает, что количество семей, имеющих право на получение субсидий, возрастает до 40 процентов. Это значительно превышает экономически оправданное значение процента субсидируемого населения (примерно 20 процентов) и не позволяет надеяться на увеличение доходов предприятий ЖКХ за счет превышения поступления денежных средств от увеличения доли собственных расходов граждан в оплате ЖКУ над начисленными субсидиями.