Недействующий

ГУБЕРНАТОР ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 мая 1997 года N 227

О РЕФОРМЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАЯ

г. Владивосток

{Документ утратил силу постановлением Губернатора Приморского края от 26.09.2008 N 110-пг}

В исполнение Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики", постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1995 года "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг" и ускорения реформирования жилищно-коммунального хозяйства края

ПОСТАНОВЛЯЮ:

1. Одобрить разработанную департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам администрации края Концепцию реформы жилищно-коммунального хозяйства Приморского края (прилагается).

2. Утвердить прилагаемую Программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства края.

3. Департаменту по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам администрации края (Чепик) в пределах штатного расписания до 1 июля 1997 года создать в комитете по жилищно-коммунальному хозяйству отдел экономического анализа и реформирования жилищно-коммунального хозяйства.

4. Создать комиссию по контролю за ходом реформ, обобщению и распространению опыта реформирования жилищно-коммунального хозяйства и утвердить ее состав (прилагается).

5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на департамент по жилищно-коммунальному хозяйству и топливным ресурсам администрации края (Чепик).

Губернатор края Е. Наздратенко

Приложение 1
к постановлению
Губернатора края
от 29.05.1997 N 227

Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства Приморского края г. Владивосток


1. Состояние жилищно-коммунального хозяйства Приморского края

Жилищно-коммунальное хозяйство края (далее - ЖКХ) - это сложный многоотраслевой производственно - технический комплекс. В его состав входят: жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство: водоснабжение и водоотведение (включающее в себя систему водохранилищ, очистных сооружений, перекачивающих насосных станций и водопроводов); коммунальная энергетика (электро-, тепло и газоснабжение); внешнее городское благоустройство, включающее дорожное хозяйство, санитарную уборку городов (уличная уборка, домовая очистка с утилизацией твердых бытовых и пищевых отходов); гостиничное хозяйство; предприятия бытового обслуживания (бани, прачечные, ритуальное обслуживание). Всего в ЖКХ существует более 30 видов деятельности.

В составе отрасли функционируют 129 производственных предприятий и организаций, проектный институт, курсовой комбинат, вычислительный центр.

Количество занятых в сфере производства отрасли составляет 33102 человек.

1.1. Жилищное хозяйство


Общая площадь жилищного фонда края составляет 34840063 кв. м. Из них: (в м2)

частный сектор - 11274619

государственный - 2211712

муниципальный - 19100145

коллективный - 2251265

общественный - 2322

Оборудование всего жилищного фонда:

(в процентах)

водопроводом - 67.8

канализацией - 66.9

центральным отоплением - 69.4

ваннами и душами - 63.7

Во всем жилищном фонде края проживает 1978483 человека.

Объемы капитального ремонта жилищного фонда в последние годы сокращаются (1994 г. - отремонтировано 3202.4 кв. м, 1995 г. - 2504.9 кв. м, 1996 г. - ожидается 12 процентов от плана). В то же время значительная часть жилищного фонда, особенно построенного до середины семидесятых годов, требует срочного ремонта.

1.2. Водоснабжение и водоотведение


В системе водоснабжения края находится в эксплуатации 13 водохранилищ для питьевого водоснабжения и около 1500 скважин, обеспечивающих подачу 1136 тыс. куб. м воды в сутки, что составляет около 570 л/сутки на человека. Протяженность водопроводных сетей составляет 3790 км.

Значительный перерасход воды по сравнению с нормой суточного водопотребления для развитых стран связан с техническим уровнем водопроводных систем, имеющих износ от 60 до 100 процентов.

Протяженность трубопроводов системы канализации составляет 1160 км. Пропускная способность 25 канализационных очистных сооружений составляет 180 тыс. куб. м/сут. или 17 процентов от потребности.

Поскольку развитие водоснабжения и канализации на территории края всегда зависело от наращивания или ввода мощностей различными министерствами и ведомствами (долевое участие) или осуществлялось по целевым программам федерального бюджета, то начиная с 1991 г. инвестиции в эту отрасль ЖКХ на территории края практически не выделялись.

1.3. Теплоснабжение


В крае находится в эксплуатации 416 муниципальных и 284 ведомственных котельных, отапливающих в том числе и муниципальные объекты, на которых установлено 3226 котлов различной мощности. 28 процентов котлов находятся в эксплуатации более 20 лет.

При этом подавляющее количество котельных (около 76 процентов) являются маломощными (до 5 Гкал/час). Общее оснащение котельных

составляет: (в процентах)

автоматикой - 15

химводоочисткой - 8.9

деаэрацией воды - 7.5

приборами учета тепла - 3.4

золоуловителями - 8.7

Для обеспечения теплом и горячим водоснабжением населения края требуется 1359 тыс. т угля, 635.5 тыс. т мазута, 51.16 тыс. т дизельного топлива ежегодно.

Протяженность тепловых сетей в 2-трубном исчислении составляет по краю 1919 км, из них находится в ветхом состоянии 162 км.

1.4. Электроснабжение


В 18 муниципальных предприятиях электрических сетей, осуществляющих реализацию электрической энергии коммунально - бытовым потребителям, эксплуатируется 13.5 тыс. км линий электропередач 0.4; 6; 10 кВ, 3.5 тыс. трансформаторных подстанций, 35 тыс. светильников сетей наружного освещения населенных пунктов и обслуживаются 250 тыс. электроплит.

Общий износ электрических сетей превышает 60 процентов. Наибольший износ приходится на строительные части трансформаторных подстанций, сети и опоры высоковольтных линий.

Причиной сложившегося положения является отсутствие в отрасли устойчивой и отлаженной системы хозяйствования. Исторически сложилось так, что финансирование предприятий ЖКХ осуществлялось в виде дотаций, покрывающих убытки предприятий. Убыточность, в свою очередь, определялась политикой замораживания уровня квартплаты и коммунальных тарифов для обеспечения доступности коммунальных услуг.

Дотационность предприятий не стимулировала поиск руководителями и специалистами путей снижения затрат, повышения качества обслуживания, внедрения новой техники и технологий.

Уровень финансирования и ресурсного обеспечения систем коммунального обслуживания также был явно недостаточен для достижения пропорционального развития инженерной инфраструктуры. Объем инвестиций в коммунальное хозяйство длительное время сохранялся на уровне 22 - 24 процентов от затрат на жилищное строительство (при нормативе 33 - 35 процентов).

Таким образом, сложившаяся многолетняя практика финансирования и снабжения жилищно - коммунального хозяйства по остаточному принципу привела к физическому износу его объектов, который в настоящее время составляет критическую величину.

Ситуация не изменилась к лучшему и с переходом на рыночные условия хозяйствования.

Принятием Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 935 "О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг" федеральная власть продиктовала свою волю к поэтапному переходу на новую систему оплаты жилья.

В переходный период, продленный в настоящее время до 2003 года, предполагается обновить основные фонды, оснастить инженерные системы приборами учета, довести уровень жилищно - коммунального обслуживания до нормативного, создания конкурентной среды в сфере обслуживания жилищного фонда. Кроме того, предусматриваются создание нового хозяйственно - финансового механизма функционирования ЖКХ и поэтапная реализация программы выплаты субсидий малоимущим категориям граждан.

В переходный период предполагается, что восполнение средств на жилищно - коммунальные услуги (ЖКУ) в части, не перекрываемой сборами с населения, будет производиться из бюджетов всех уровней.

Однако, передав предприятия ЖКХ в ведение местных администраций, государство практически прекратило финансирование отрасли из федерального бюджета.

Возможности использования платежей населения как основного финансового источника функционирования отрасли в настоящее время в крае практически исчерпаны. Прогноз увеличения тарифов на ЖКУ в связи с ростом тарифов на электрическую энергию показывает, что количество семей, имеющих право на получение субсидий, возрастает до 40 процентов. Это значительно превышает экономически оправданное значение процента субсидируемого населения (примерно 20 процентов) и не позволяет надеяться на увеличение доходов предприятий ЖКХ за счет превышения поступления денежных средств от увеличения доли собственных расходов граждан в оплате ЖКУ над начисленными субсидиями.

2. Цели реформирования жилищно-коммунального хозяйства


Способом преодоления кризиса является изменение системы финансирования, постепенный и последовательный переход от бюджетного дотирования к оплате услуг потребителями при условии защиты малообеспеченных семей, экономическом стимулировании качества обслуживания и системы издержек производства ЖКУ.

Если на первом этапе реформы жилищно-коммунального хозяйства повышение доли платежей населения в финансировании жилищно-коммунальных услуг происходило в основном путем механического повышения ставок оплаты, то на новом этапе целесообразно в большей мере сосредоточить усилия на рационализации и снижении издержек производства жилищно-коммунальных услуг, поскольку опережающий рост стоимости жилищно-коммунальных услуг был в значительной степени связан с монопольным положением организаций, предоставляющих услуги.

Целями реформирования жилищно-коммунального хозяйства можно определить следующее:

1. Обеспечение стандартов качества условий проживания;

2. Снижение издержек и, соответственно, тарифов при поддержании стандартов качества предоставляемых услуг;

3. Постепенный перевод жилищно-коммунального хозяйства на режим безубыточного функционирования;

4. Смягчение процесса перехода к экономически обоснованным ставкам и тарифам для населения.

3. Основные пути реформирования ЖКХ

3.1. Демонополизация и развитие конкурентной среды в ЖКХ


Важнейшим элементом реформы системы управления должно стать создание конкурентной среды в жилищной сфере среди организаций, специализирующихся как на выполнении функций управления, так и функции обслуживания, что позволит собственнику на основе конкурса выбирать ту из них, которая сможет предоставить необходимый уровень качества выполняемых ею функций по наиболее низким ценам. Развитие конкурентности в жилищно - коммунальном хозяйстве осуществляется с целью создания условий для преодоления негативных последствий монопольного или доминирующего положения (в том числе технологически обусловленного) путем:

выполнения органами местного самоуправления или службами заказчика функций по формированию муниципального заказа на жилищно - коммунальное обслуживание на конкурентной основе, а также наделению их правом контроля за качеством, надежностью и экологической безопасностью предоставления услуг, организацией их оплаты и применения экономических санкций за нарушение договорных обязательств;

реализации мер по поощрению создания множественности организаций жилищно - коммунального хозяйства различных форм собственности.

Необходимой предпосылкой развития конкурентных отношений является демонополизация отрасли. К сфере деятельности, где возможно развитие конкуренции, относятся:

а) управление и обслуживание жилищного фонда;

б) разработка, внедрение альтернативных форм предоставления услуг и в том числе предусматривающих создание автономных систем обеспечения, в частности, в малоэтажном жилищном фонде;

в) предоставление отдельных видов коммунальных услуг населению, не связанных с инфраструктурными объектами (емкостной и баллонный газ, уголь и т. п.);

г) обслуживание объектов коммунального назначения.

Органы местного самоуправления обеспечивают заключение соответствующих договоров на основе конкурсов (тендеров).

В сфере действия естественных монополий, связанных со сложившейся технологией, необходимо сделать акцент на мерах государственного контроля, административного регулирования.

В этой связи органам государственной власти и местного самоуправления следует:

а) обеспечить контроль за установлением ставок и тарифов для населения в том числе путем участия в работе региональных энергетических комиссий всех заинтересованных организаций (органы представительной власти, защиты прав потребителей, антимонопольные органы и т. п.) при установлении тарифов как для коммунальных организаций, так и для организаций Министерства топлива и энергетики Российской Федерации;

б) в рамках договорных отношений обеспечить гарантированное обслуживание потребителей на уровне минимальных государственных стандартов;

в) способствовать внедрению приборов индивидуального учета и регулирования расхода воды и тепло - и газоснабжения там, где для этого имеются технические возможности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»