Недействующий

Об утверждении краевой целевой программы "Охрана лесов от пожаров в Приморском крае" на 2011 - 2015 годы

ПАСПОРТ краевой целевой программы "Охрана лесов от пожаров в Приморском крае" на 2011 - 2015 годы


Наименование программы

краевая целевая программа "Охрана лесов от пожаров в Приморском крае" на 2011 - 2015 годы (далее - Программа)

Дата принятия решения о разработке

распоряжение Администрации Приморского края от
 19 мая 2011 года N 122-ра "О разработке краевой целевой программы "Охрана лесов от пожаров в Приморском крае" на 2011 - 2015 годы

Разработчик, государственный заказчик программы

управление лесным хозяйством Приморского края

Цели и задачи реализации программы

цели Программы:
 улучшение благополучия и условий проживания жителей края,
 повышение эффективности противопожарной охраны лесного фонда путем осуществления комплекса организационно - технических мер, совершенствования экономической и правовой базы, улучшения материального обеспечения охраны лесов,
 создание, содержание систем предупреждения и тушения лесных пожаров
   задачи Программы:
 предупреждение воз никновения и распространения лесных пожаров,
 своевременное обнаружение и ликвидация их в начальной стадии развития,
 улучшение технического обеспечения противопожарной охраны лесов,
 внедрение новых технологий и технологических средств обнаружения и тушения лесных пожаров

Сроки и этапы реализации программы, перечень мероприятий

Программа реализуется в период с 2011 по 2015 годы
 этапом реализации Программы считается каждый год её действия.

Объемы и источники финансирования программы
 (в текущих ценах 2011 года)

Общий объем финансирования Программы составляет 1553198,8 тыс. рублей, из них:
 за счет средств краевого бюджета - 41000,0 тыс. рублей, в том числе:
 2011 год - 0,0 тыс. рублей,
 2012 год - 20000,0 тыс. рублей,
 {абзацы 1-4 изложены в редакции постановления Администрации Приморского края от 22.03.2012 N 68-па }
 2013 год - 6000,0 тыс. рублей,
 2014 год - 7000,0 тыс. рублей,
 2015 год - 8000,0 тыс. рублей;

 за счет средств субвенций и субсидий из федерального бюджета - 765610 тыс. рублей, в том числе:
 2011 год - 274387 тыс. рублей,
 2012 год - 127715,1 тыс. рублей,
 2013 год - 121169,3 тыс. рублей,
 2014 год - 121169,3 тыс. рублей,
 2015 год - 121169,3 тыс. рублей;

 за счет средств внебюджетных источников - 746588,8 тыс. рублей, в том числе:
 2011 год - 162467,3 тыс. рублей,
 2012 год - 150843,2 тыс. рублей,
 2013 год - 144426,1 тыс. рублей,
 2014 год - 144426,1 тыс. рублей,
 2015 год - 144426,1 тыс. рублей.

Управление реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения

текущее управление и контроль за реализацией Программы осуществляет управление лесным хозяйством Приморского края

Целевые индикаторы

уменьшение площади земель лесного фонда, которые охвачены пожарами на территории Приморского края;

 сокращение убытков, причиняемых лесными пожарами лесному хозяйству Приморского края;

 количество созданных пожарно - химических станций, пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря на территории края;

 количество подготовленных (переподготовленных) специалистов в области обнаружения и тушения лесных пожаров наземным и авиационным способом.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально - экономической эффективности

ежегодное уменьшение средней площади одного лесного пожара и среднегодовой площади за предыдущие пять л ет на пять процентов;

 исключение фактов перехода лесных пожаров на территорию населённых пунктов и объектов экономики;

 уменьшение уровня возникновения лесных пожаров по вине населения на пять процентов;

 сокращение сроков тушения лесных пожаров;

 сокращение убытков, причиняемых лесными пожарами лесному хозяйству и экономике края, сохранение биологического разнообразия лесных экосистем, повышение их экологического и ресурсного потенциала

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

Лесной фонд Приморского края по состоянию на 01 января 2010 года составляет 11955,3 тыс. га, более половины, которого составляют хвойные леса, являющиеся наиболее пожароопасными. Покрытые лесом земли занимают 11476,9 тыс. га (96,1 процента), непокрытые лесом земли - 163,4 тыс. га (1,3 процента), нелесные земли – 315,0 тыс. га (2,6 процента). Лесистость края составляет 78,2 процента с колебаниями от 92 процентов в северных районах до 6 процентов в юго-западных районах.

Динамика лесных пожаров за период с 2006 по 2010 годов приводится в таблице 1.

Динамика лесных пожаров

Таблица 1

Год

Пло-щадь, тыс. га

Кол-
 во

Причины возникновения
 лесных пожаров, их количество

Сумма
 ущерба,
 тыс. руб.

В т.ч. затраты, тыс. руб.

сельхоз-палы

населе-ние

грозовые разряды

прочие

2010

13,0

262

70

108

11

73

88223,1

46456,6

2009

94,6

563

272

230

13

48

1183200,0

28720,0

2008

51,2

364

81

273

10

-

41740,0

21740,0

2007

4,1

166

13

149

4

-

35144,0

21344,0

2006

11,4

222

13

188

19

2

35122,0

14832,0

Итого

174,5

1576

449

948

57

123

1383429,1

133092,6

Потери древесины за последние пять лет составили 737,8 тыс. м3.

Анализ горимости лесов за период с 2006 - 2010 годы показывает, что в зависимости от погодных условий в лесах ежегодно возникает от 166 до 563 пожаров.

В среднем ежегодно возникает до 280 пожаров, из общего числа которых 25 - 40 процентов переходят в категорию крупных, площадь которых составляет от 75 до 90 процентов от общей площади пройденной пожарами.

За последние пять лет в крае возникло 1576 пожаров, пройденная огнем площадь составила 174,5 тыс. га. Средняя площадь одного пожара за последние пять лет составляет 118 га.

До 90 процентов лесных пожаров происходят по вине человека. В весенний пожароопасный период до 50 - 60 процентов лесных пожаров возникает по причине перехода природных пожаров с земель запаса, земель сельскохозяйственного назначения и дачных участков.

Наиболее опасными в пожарном отношении являются леса, находящиеся на территории Владивостокского, Кавалеровского, Уссурийского и Тернейского лесничеств, а также леса, расположенные вокруг городов Арсеньева, Дальнегорска, Дальнереченска, Находки, испытывающие большую рекреационную нагрузку.

Большое количество лесных пожаров и значительный финансовый ущерб от них свидетельствует о несоответствии наличных противопожарных сил и проводимых объемов противопожарных мероприятий потребностям охраны лесов от пожаров.

Территория лесного фонда Приморского края не имеет законченных противопожарных систем, в том числе наблюдения и обнаружения пожаров, противопожарных дорог и минерализованных полос. Фактические объемы охраны лесов, приходящиеся на одну пожарно-химическую станцию (ПХС) многократно превышают нормативы (20-30 тыс. га). Удельные затраты на авиационную охрану лесов в 5-6 раз ниже требуемых и не позволяют обеспечивать кратность патрулирования согласно технологии или складывающейся пожарной обстановки и своевременно обслуживать все возникающие лесные пожары.

Противопожарные службы представлены пожарно-химическими станциями - ПХС – I типа в количестве 25 шт., ПХС - II типа в количестве 2 шт., 120 пунктами сосредоточения противопожарного инвентаря.

На вооружении противопожарных служб имеются: 80 тракторов, 16 бульдозеров, 108 единиц автотранспорта, 16 автоцистерн, 233 воздуходувки, 347 ранцевых лесных огнетушителей, 23 мотопомпы, 70 бензопил, 11 лесных плугов и 410 единиц противопожарного инвентаря. При этом большая часть противопожарной техники имеет износ от 80 процентов до 100 процентов.

Программой предусматривается оснащение техникой и средствами пожаротушения существующих пожарно-химических станций 1-2 типа до соответствия нормам обеспечения пожарно-химических станций третьего типа. Нормативная потребность в технике, машинах и оборудовании для оснащения специализированного государственного учреждения, подведомственного управлению лесным хозяйством Приморского края, в 2011-2015 годах приведена в приложении N 1.

В условиях систематического дефицита финансирования лесного хозяйства отсутствует возможность обеспечить необходимый уровень противопожарной охраны лесов.

Из-за недостаточного финансирования мероприятий по охране лесов от пожаров в 2007-2010 годах работы по организации новых пожарно-химических станций и строительству зданий для них не осуществлялись. В результате резко снизился уровень противопожарной охраны лесов. По сравнению с 2005 годом более чем в 4 раза сократился налет часов воздушными судами по охране лесов от пожаров, количество дней с полетами уменьшилось в 3,2 раза. В то же время повысилась стоимость летного часа до 125,0 тыс. рублей. Сократилась площадь лесов, охраняемая с использованием самолетов и вертолетов, снизилась интенсивность авиапатрулирования, уменьшилось число пожарно-химических станций, а численность парашютной и десантно-пожарной службы авиационной охраны лесов сократилась со 160 человек до 40 человек. Пополнение пожарно-химических станций мотопомпами и ранцевыми огнетушителями ежегодно составляет менее 20 процентов необходимого количества. Отсутствие единой сети диспетчерских пунктов оперативного управления охраной лесов от пожаров, недостаточная их оснащенность техническими средствами не позволяют создать централизованную службу оперативного управления охраной лесов страны от пожаров, обеспечить четкое взаимодействие специализированных авиационных и наземных сил и средств и оперативное маневрирование ресурсами пожаротушения.

В результате возросло число крупных лесных пожаров, имеющих катастрофический характер.

2. Цели и задачи реализации Программы

Целями настоящей Программы являются улучшение благополучия и условий проживания жителей края, повышение эффективности противопожарной охраны лесного фонда путем осуществления комплекса организационно-технических мер, совершенствования экономической и правовой базы, улучшения материального обеспечения охраны лесов, создание, содержание систем предупреждения и тушения лесных пожаров на территории Приморского края.

Для достижения поставленных целей необходимо обеспечить решение задач предупреждения возникновения и распространения лесных пожаров, своевременного обнаружения и ликвидации их в начальной стадии развития, улучшения технического обеспечения противопожарной охраны лесов, внедрения новых технологий и технологических средств обнаружения и тушения лесных пожаров.