2.1.Налоговый потенциал является объективной оценкой собственных доходов муниципальных образований, повышения качества налогового и бюджетного планирования и определения реальной потребности муниципальных образований в финансовой поддержке из краевого бюджета.
Основой определения и прогнозирования налогового потенциала муниципальных образований является формирование оптимальной системы показателей.
При расчете используется полный набор необходимых показателей по важнейшим позициям расчета налогового потенциала территорий, в том числе:
сводные финансово-экономические показатели деятельности предприятий и организаций всех форм собственности, которые представляет Приморский краевой комитет государственной статистики по формам статистической и годовой бухгалтерской отчетности;
основные показатели, используемые для расчета налоговой базы, по отчету N 5-НБН Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому краю;
фактические поступления по платежам в бюджет по отчету N 1-НМ;
структура поступлений налогов и сборов по отраслям экономики по отчету N 1-НОМ;
задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему по отчету N 4-НМ;
сведения о суммах льгот, предоставляемых налогоплательщикам на основании действующего налогового законодательства по отчету N 3-НЛК.
При определении показателей, включенных в данную систему, максимально используются существующие формы бухгалтерской, финансовой и налоговой отчетности. Источником информации для расчета налогового потенциала муниципальных образований является отчетность, представляемая предприятиями всех форм собственности в территориальные инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также ведомственная отчетность по налогам и сборам краевых и местных налоговых и финансовых органов в целом по краю и в разрезе муниципальных образований.
Используемая система показателей представляет собой информационную базу, которая является основой для выполнения аналитических расчетов, оценки и прогнозирования налогового потенциала территорий.
При расчете налогового потенциала все налоги и сборы подразделены на основные и прочие. К основным налогам отнесены налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, акцизы, налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, по которым предусмотрена отчетность о налогооблагаемой базе по форме N 5-НБН.
Расчет по каждому виду основных налогов осуществляется исходя из прогноза макроэкономических параметров (валовой прибыли, фонда оплаты труда, среднегодовой стоимости имущества, объема добычи полезных ископаемых, объема реализованной подакцизной продукции) без учета налоговых льгот путем умножения их облагаемой доли на индекс роста налоговой базы.
По прочим налогам и сборам налоговый потенциал рассчитывается на основе фактических данных по налоговым поступлениям по базовому году по отчету 1-НМ с учетом индексов-дефляторов по отраслям экономики.
Полный расчет налогового потенциала учитывает погашение недоимки в размере 20 процентов по налогам, кроме налога на доходы физических лиц и арендным платежам, погашение недоимки по которым устанавливается в размере 100 процентов. Поступления по реструктуризации задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации и фактические поступления по филиалам и обособленным подразделениям предприятий принимаются в расчет налогового потенциала:
НПi = НБi * Ид * Т + Ф + ФП * Ид + Н * Кнед + Р, где
НПi - налоговый потенциал муниципального образования - возможные налоговые поступления;
НБi - налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения по соответствующему виду налога;
Т - налоговая ставка - ставка определенного вида налога;
Ф - поступления по филиалам и обособленным подразделениям по основным видам налогов;
ФП - фактические поступления по прочим налогам и сборам;
Ид - индекс-дефлятор;
Н - недоимка по видам налогов;
Кнед - коэффициент погашения недоимки, где Кнед = 1 для налога на доходы физических лиц и арендным платежам, Кнед = 0,2 для остальных платежей;
Р - поступления по видам налогов по реструктуризации задолженности.
Следующим этапом является определение нормативов отчислений от налоговых поступлений, формирующих бюджеты муниципальных образований.
Нормативы отчислений устанавливаются в рамках действующего налогового и бюджетного законодательства с учетом разграничения полномочий по доходам и расходам.
Прогнозные показатели налогового потенциала корректируются с учетом изменений налогового законодательства.