Недействующий

О краевой долгосрочной целевой программе "Сейсмобезопасность территории Приморского края" на 2011-2017 годы"

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Концептуальные подходы, стратегия, цели и задачи Программы базируются на положениях, принятых в Токийской Декларации ООН 1988 года, развитых в процессе Международного десятилетия по уменьшению стихийных бедствий (1990 - 1999 годы) и принятых в Российской Федерации.

В политике и стратегии уменьшения стихийных бедствий признано, что первоочередное внимание следует уделять смягчению сейсмических бедствий, поскольку именно землетрясения являются пока непредсказуемыми и, в силу этого, наиболее разрушительными природными явлениями.

Смягчение стихийных бедствий, стремление и постепенное обеспечение устойчивой безопасности, повышение надежности функционирования урбанизированных и экономических территорий и, прежде всего, жилых домов и объектов жизнеобеспечения являются важнейшими факторами устойчивого социально-экономического развития Приморского края.

В соответствии с картами общего сейсмического районирования территории Российской Федерации (ОСР-97-А, В, С) (рис. 1-3 приложения N 1 к настоящей Программе), входящими в состав действующего с 2000 года СНиП II-7-81* "Строительство в сейсмических районах", в Приморском крае 14 населенных пунктов расположены в зонах с семибалльной сейсмичностью (карта ОСР-97-А), учет которой обязателен для всей жилой застройки и других зданий гражданского назначения. Список городских и сельских населенных пунктов Приморского края с указанием расчетной сейсмической интенсивности в баллах шкалы MSK-64 для среднегрунтовых условий для трех уровней сейсмической опасности - ОСР-97-А, ОСР-97-Б, ОСР-97-С указан в приложении N 2 к настоящей Программе. Для объектов повышенной ответственности количество населенных пунктов Приморского края, где требуется учет нормативной сейсмичности семь баллов, достигает 21 (карта ОСР-97-В), а в 20 населенных пунктах для обеспечения сохранности особо ответственных объектов необходимо учитывать на площадках со средними грунтовыми условиями сейсмичность на уровне 8 баллов (карта ОСР-97-С). В случаях, когда строительные объекты возведены и эксплуатируются на площадках с неблагоприятными в сейсмическом отношении инженерно-геологическими условиями, расчетная сейсмостойкость этих объектов увеличивается на один балл, то есть расчетная сейсмичность зданий и сооружений на территории Приморского края для объектов разного назначения может достигать 8 и даже 9 баллов.

В то же время большинство эксплуатируемых зданий и сооружений были запроектированы и построены в прошлом веке, когда по действующим в то время строительным нормам учитывалась зональная сейсмичность семь баллов, причем с самой низкой вероятностью такого сейсмического события.

С введением карт общего сейсмического районирования ОСР-97 после 1997 года в категорию сейсмических попали ранее несейсмические порты Врангель, Находка, Пластун и др. Таким образом, возведенные до 1997 года причальные сооружения и терминалы в указанных портах подлежат проверке на сейсмостойкость.

Строительство объектов повышенной ответственности (спецморнефтепорт в б. Козьмино (Находкинский городской округ)) и особо ответственных (мосты через Босфор Восточный и б. Золотой Рог (Владивостокский городской округ)), требует проверки на сейсмостойкость, в соответствии с картами ОСР-97-В и С.

Очень важно, что в соответствии со строительными нормами уже при пяти - шести балльных воздействиях заметные конструктивные ущербы могут возникать и в добротно построенных и правильно эксплуатируемых зданиях и сооружениях, что может вызвать, например, в городе Владивостоке (особенно в зимнее время), негативные социально-экономические последствия. Кроме первичного воздействия землетрясений, могут быть весьма ущербообразующими специфические для каждой территории вторичные сейсмогенные природные и техногенные воздействия (цунами, оползни, лавины, пожары, взрывы и т.п.), и, значит, необходимо рассматривать многофакторные комплексные бедствия и совокупный сейсмический риск.

Дополнительная информация о сейсмической обстановке и актуальности проблемы сейсмобезопасности и риска в Приморском крае указана в приложении N 1 к настоящей Программе.

По результатам работы в рамках Программы будет повышена нормативная сейсмичность территорий Южного Приморья, включая города Находку и Владивосток.

Таким образом, огромное число строительных сооружений в Приморском крае не соответствуют действующим сейсмическим нормам, а часть их находится на недопустимом уровне сейсмического риска.

Вследствие вышеизложенного, из-за повышения оценок сейсмической опасности, с одной стороны, и роста уязвимости существующих строительных сооружений из-за ускоренного износа и деградации строительных материалов и грунтов оснований, влияния климата и других факторов, с другой стороны, на территории Приморского края в случае сильного землетрясения может произойти бедствие со значительными социальными и экономическими последствиями. В то же время власти всех уровней и население Приморского края без реализации первоочередных мероприятий настоящей Программы не могут представить себе вероятные последствия возможных сейсмических событий, характер и размеры прямых и вторичных ущербов и не могут подготовиться к этим чрезвычайным ситуациям с тем, чтобы заблаговременно предотвратить или уменьшить эту вероятную, но неизвестную им беду. Вот почему для быстроразвивающегося Приморского края проблема сейсмической безопасности застройки и населения, несомненно, является важной и актуальной.

В планах Приморского края - строительство нефтеперерабатывающего и нефтехимического заводов, крупных нефте- и газопроводов, атомной электростанции, создание дальневосточного морского транспортного кластера и многое другое.

Актуальность Программы в целях обеспечения сейсмической безопасности инфраструктуры Приморского края очевидна. Как уже отмечено, прежняя карта сейсмического районирования издания 1978 года, действовавшая до 2000 года, до внедрения в строительную практику новых карт ОСР-97, существенно занижала оценку степени сейсмической опасности территории Приморья, где практически всё строительство осуществлялось без применения антисейсмических мероприятий.

Карты ОСР-97 и база исходных данных (каталог землетрясений и др.), положенная в основу их создания, особенно для Приморского края, также требуют актуализации. Необходимо выполнение работ по детальному сейсмическому районированию (далее - ДСР) в более крупном масштабе, по сравнению с исходным масштабом карт ОСР-97, и сейсмическому микрорайонированию (далее - СМР), учитывающему влияние местных грунтов на интенсивность сейсмических воздействий. Эти исследования должны сопровождаться созданием местной сети сейсмических станций, комплексом современных геофизических исследований. Вместе с тем все новые расчеты и построения непременно должны основываться на картах ОСР-97 и принятой при их создании методологии вероятностных оценок сейсмической опасности.

Выполнение намеченных программных мероприятий позволит в значительной мере снизить риски, ущербы и людские потери и, тем самым, обеспечить устойчивое развитие Приморского края и более высокую безопасность населения от стихийных бедствий.