Наименование Программы | краевая долгосрочная целевая программа "Развитие дошкольного образования в Приморском крае на 2011-2013 годы" (далее - Программа) |
Дата принятия решения | - распоряжение Администрации Приморского края от 16 февраля 2011 года N 49 -ра "О разработке краевой долгосрочной целевой программы "Развитие дошкольного образования в Приморском крае на 2011-2013 годы" |
Государственные заказчики Программы | - департамент образования и науки Приморского края, управление государственной службы занятости населения Приморского края |
Координатор Программы | - департамент образования и науки Приморского края |
Разработчик Программы | - департамент образования и науки Приморского края |
Цели и задачи Программы | основной целью Программы является: |
{строка "Цели и задачи программы" в редакции постановления Администрации Приморского края от 30.01.2012 N 17-па } | |
Сроки и этапы реализации Программы | 01.01.2011 - 31.12.2013 |
Объемы и источники финансирования (в текущих ценах каждого года) | общий объем финансирования мероприятий Программы за счет средств краевого бюджета составляет 1654,69 млн. рублей (в текущих ценах каждого года), из них: |
{строка "Объемы и источники финансирования (в текущих ценах каждого года)" изложена в редакции постановления Администрации Приморского края от 14.12.2012 N 414-па } | |
Организация управления и система контроля за исполнением Программы | - контроль за реализацией Программы осуществляет координатор Программы |
Целевые индикаторы | - доля детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих услуги дошкольного образования; |
{строка "Целевые индикаторы" в редакции постановления Администрации Приморского края от 14.12.2012 N 414-па } | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально экономической эффективности | - в результате реализации Программы к 2014 году (по сравнению с уровнем 2010 года): |
{строка "Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально экономической эффективности" в редакции постановления Администрации Приморского края от 14.12.2012 N 414-па } |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Программа разработана в целях реализации Послания Президента Российской Федерации Д.А.Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года по основным вопросам государственной и региональной политики в области дошкольного образования, создания механизма устойчивого развития системы дошкольного образования в Приморском крае, в соответствии с основными направлениями Стратегии социально-экономического развития Приморского края до 2025 года, предусматривающей обеспечение доступности дошкольного образования и обеспечение его качества.
Приоритетным направлением в сфере дошкольного образования является обеспечение государственных гарантий его доступности и качественности для создания равных стартовых условий последующего успешного обучения ребёнка в школе. При этом доступность характеризуется возможностью выбора дошкольного образовательного учреждения, а качество - возможностями и способностями ребёнка к освоению программ на последующих уровнях образования.
В 2010 году в Приморском крае (далее - крае) действовало 620 образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, в которых воспитывается 72001 ребенок. Стоят на учете на получение путевок в дошкольные учреждения 34418 детей в возрасте от 0 до 6 лет. Потребность в образовательной услуге 10072 ребенка в возрасте от 3 до 6 лет.
Для края актуальной проблемой является отсутствие достаточного количества мест для обеспечения устройства детей в дошкольное образовательное учреждение (далее - ДОУ).
ДОУ края рассчитаны на 67163 места, в них воспитывается 72001 ребенок дошкольного возраста.
В период с 2000 года сеть ДОУ края сократилась на 133 учреждения по причине снижения общей численности детей в возрасте от 1 года до 6 лет (от 111 тыс. детей в 2000 году до 104 тыс. детей в 2002 году) и сложным экономическим положением различных ведомств, имеющих ДОУ: не все ведомственные ДОУ передавались в муниципальную собственность, а приватизировались в процессе акционирования предприятий и, соответственно, перепрофилировались. С 2003 года в крае отмечена тенденция увеличения численности детей дошкольного возраста (с 105,4 тыс. детей в 2003 году до 127,3 тыс. детей в 2010 году).
За последние 5 лет доля детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих услуги дошкольного образования, в среднем по краю повысилась с 55,1 процента в 2005 году до 56,6 процента в 2010 году. Между городами и районами Приморского края охват детей дошкольным образованием неравномерен и колеблется от 34,6 процента до 80 процентов. В 24 муниципальных образованиях края данный показатель ниже среднего показателя по краю.
С 2005 года численность детей от 0 до 6 лет, состоящих на учете для определения в ДОУ края, увеличилась на 51,2 процента и составила в 2010 году 34418 человек (в 2005 г. - 22768 чел.).
По данным муниципальных органов управления образованием на 01 января 2011 года, потребность детей в возрасте 3 - 6 лет, нуждающихся в устройстве в ДОУ, но такими местами не обеспеченных, составила 10072 ребенка. Наиболее острая потребность детей в возрасте 3-6 лет в определении в ДОУ - в г. Владивостоке (5520 чел). Значительная потребность отмечена в городских округах: Находке (628 чел.), Артеме (487 чел.), Фокино (318 чел.), Уссурийске (264 чел.); Дальнереченске (270 чел.); Партизанске (228 чел.), Лесозаводске (183 чел.); в муниципальных районах: Ханкайском (361 чел.), Шкотовском (220 чел.), Хасанском (196 чел.), Лазовском (146 чел.), Кавалеровском (118 чел.).
По демографическому прогнозу Приморскстата рост рождаемости ожидается до 2012 года, что значительно усугубит проблему дефицита мест в действующих ДОУ края, т.к. 322 учреждения (62,2 процента) в настоящее время перегружено сверх санитарных нормативов.
Анализ ситуации с обеспечением населения услугами ДОУ показал, что с учетом существующей перспективы потребности необходимо создать более 10000 мест в ДОУ.
В целях повышения количества детей, получающих услуги дошкольного образования, в крае внедряются новые (вариативные) формы дошкольного образования на основе групп кратковременного пребывания детей. В 2010 году в ДОУ края функционировало 55 групп кратковременного пребывания детей разной направленности, в них воспитывалось 655 детей. С учетом современных социально - экономических условий возникла необходимость дальнейшего развития вариативных формы дошкольного образования на основе групп по присмотру и уходу за детьми, семейных дошкольных групп.
Группы по присмотру и уходу за детьми, включая организацию их питания и режима дня, функционируют без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В группах по присмотру и уходу за детьми обеспечиваются содержание и воспитание воспитанников, направленные на социализацию и формирование у них практически ориентированных навыков, в том числе с учетом особенностей психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.
Семейные дошкольные группы организуются с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях. Семейные дошкольные группы могут иметь общеразвивающую направленность или осуществлять присмотр и уход за детьми без реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Создание таких групп в ДОУ края позволит дополнительно ввести 3600 мест для детей, не посещающих ДОУ.
За годы реализации программы будут открыты дошкольные группы на базе общеобразовательных учреждений, различных культурно-образовательных центров и учреждений дополнительного образования детей. До 2014 года необходимо ввести не менее 3272 таких мест.
Для улучшения положения в области дошкольного образования в 27 муниципальных образованиях края действуют муниципальные целевые программы развития дошкольного образования. В 6 муниципальных образованиях (г. Дальнегорске; Кировском, Красноармейском, Лазовском, Надеждинском и Тернейском муниципальных районах) разработаны проекты муниципальных целевых программ. В настоящее время разрабатывается проект муниципальной целевой программы развития дошкольного образования в ЗАТО г. Фокино. Муниципальными программами предусмотрено введение не менее 3200 мест за счет строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов дошкольного образования.
Сохраняется проблема кадрового обеспечения в ДОУ. Низкий уровень заработной платы ведет к текучести кадров и не позволяет в должной мере обеспечить ДОУ высококвалифицированными педагогическими кадрами, что в свою очередь ведет к снижению качества дошкольного образования.
В среднем по краю средний размер заработной платы воспитателей в дошкольных образовательных учреждениях в 2010 году составил 8592,6 рублей в месяц. Ниже среднего показателя по краю размер заработной платы воспитателей в Хасанском (6768 рублей), Тернейском (6856,7 рублей), Пограничном (7189 рублей) районах.
В 2010 году потребность в педагогических работниках для ДОУ края составила 544 человека, в том числе в г. Владивостоке - 350, г. Уссурийске - 81, г. Находке – 69, г. Артеме – 38 человек.
Для удовлетворения потребности в педагогических работниках необходимо организовать переподготовку и повышение квалификации педагогов из числа безработных граждан по направлению краевых государственных казенных учреждений "Центр занятости населения" городов и районов Приморского края (далее - КГКУ ЦЗН), а также целевые курсы переподготовки и повышения квалификации других категорий педагогов.
Таким образом, обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования требует целого ряда изменений в системе дошкольного образования края: увеличения мощности сети действующих ДОУ в населенных пунктах с высокой плотностью населения, развития новых (вариативных) форм дошкольного образования, общего повышения качества образования и условий содержания дошкольников, обеспечения системы дошкольного образования педагогическими кадрами.
Решение перечисленных проблем требует комплексного системного подхода к основным проблемам дошкольного образования, применения программно-целевого метода посредством объединения усилий органов государственной власти и органов местного самоуправления. Пути решения:
1. Расширение сети образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и создание в них дополнительных мест за счет строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий муниципальных образовательных учреждений, оказывающих услуги дошкольного образования, с целью введения не менее 3200 мест.