Действующий

О КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "О СОЦИАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СЕЛА ДО 2010 ГОДА" (с изменениями на: 29.09.2010)

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Исторически для основной массы сельских поселений характерна бытовая неустроенность. Комплексную застройку и благоустройство имеет незначительное количество сельских поселений.

За последнее десятилетие в результате резкого спада сельскохозяйственного производства и ухудшения финансового положения отрасли, демонтажа старых организационно-экономических механизмов социального развития села и социальной защиты населения социальная сфера села находится в кризисном состоянии, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности, нарастают негативные изменения в образе жизни сельского населения.

Жилищные условия. Более чем на 80 процентов сельский жилищный фонд приходится на частное домовладение, включающее помимо жилого дома хозяйственные надворные постройки для ведения личного подсобного хозяйства. Основная часть сельского жилого фонда не имеет элементарных коммунальных удобств.

За последнее десятилетие сеть участковых больниц сократилась на 7,4 процента, фельдшерско-акушерских пунктов на 3 процента (13 единиц).

В показателях общественного здоровья продолжается рост общей смертности (с 13,6 до 13,9). Естественная убыль населения сохранилась на всей территории края.

Продолжается отток медицинских кадров из сельских районов. Обеспеченность медицинскими кадрами составляет 65 процентов от нормативного.

Сеть физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений сократилась более, чем на 50 процентов. Сеть дошкольных образовательных учреждений по сравнению с 1990 годом сократилась на 30 процентов, а имеющиеся на начало 2003 года учреждения являются малокомплектными.

Количество сельских общеобразовательных учреждений остается на уровне 1990 года при увеличении численности учащихся.

За последние годы резко сократилась подготовка в сельских профессиональных училищах специалистов для агропромышленного комплекса.

Число клубов и домов культуры за последнее десятилетие сократилось на 25 процентов, библиотек - на 8 процентов, значительно уменьшился библиотечный фонд.

В связи с резким падением платежеспособного спроса сельского населения розничная торговая сеть на селе сократилась. Осталось менее половины предприятий общественного питания по сравнению с 1990 годом.

Снизились объемы закупочной и производственной деятельности потребительской кооперации. Практически прекратила функционировать в селах сеть предприятий бытового обслуживания.

К началу 2003 года большинство воздушных электрических линий и трансформаторных подстанций, находящихся на балансе предприятий, отработали свой нормативный срок и требуют замены, их дальнейшая эксплуатация опасна для жизни потребителей. Более 70 процентов линий электропередачи, находящихся в муниципальной собственности, в результате сверхнормативной эксплуатации пришли в ветхое, технически непригодное состояние.

Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, при этом до 70 процентов локальных водопроводов нуждается в реконструкции и 10 процентов - в полном восстановлении. В результате до 80 процентов сельского населения вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.

Основная масса сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции. В 28 процентах сел телефонная связь отсутствует, треть имеющихся учреждений социальной сферы и торгово-бытового обслуживания не телефонизирована. Телефонная сеть в сельских муниципальных образованиях физически и морально изношена.

Существующая сельская дорожно-транспортная сеть не соответствует растущим потребностям сельскохозяйственных товаропроизводителей, сдерживает интеграционные процессы, тормозит формирование в аграрном секторе рыночной инфраструктуры и препятствует организации выездных форм социального обслуживания сельского населения, развитию торгово-бытового и других видов сервиса.

В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.

Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства. Численность работников сельскохозяйственных предприятий в 2002 году уменьшилась по сравнению с 1990 годом почти в четыре раза. Число работников, занимающих должности руководителей и специалистов, сократилось в 2,9 раза. За этот период сменяемость руководителей и специалистов увеличилась в два раза. Сокращается численность специалистов массовых профессий. За последние пять лет число механизаторов сократилось на 52,8 процента. На конец 2002 года, по данным службы занятости, из 475,8 тысячи человек, проживающих в сельской местности, 10,3 тысячи человек числятся безработными. Уровень безработицы в сельской местности составляет 4,1 процента, что в два раза выше, чем в среднем по краю.

Социологические опросы показывают, что большинство выпускников средних школ стремятся получить профессию, не связанную с аграрным сектором производства.

Исходя из задач социально-экономической политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо проведение предупреждающих мероприятий.

Необходимость разработки и реализации данной Программы обусловлена различными причинами:

1. Социально-политической остротой проблемы и ее общефедеральным значением.

Для устойчивого социально-экономического развития села и эффективного функционирования агропромышленного производства края необходима государственная поддержка развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры на селе, а также несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления в сельской местности с целью активизации человеческого потенциала;

2. Межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и краевом уровнях, органов местного самоуправления и общественных объединений сельских жителей.

Удаленность сел от центральных усадеб и районных центров предопределяет их автономное жизнеобеспечение и необходимость применения комплексного подхода к их развитию.

Определение ресурсных потребностей села осуществляется органами местного самоуправления путем оценки, корректировки (разработки) схем районной планировки и генпланов застройки сельских местностей.

3. Необходимостью приоритетной государственной финансовой поддержки развития социальной сферы и инженерного обустройства сельских территорий.

Без государственной поддержки в современных условиях села не в состоянии эффективно участвовать в проведении социальных реформ, в удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.