Методические рекомендации по оценке и прогнозированию налогового потенциала края в разрезе отраслей экономики и муниципальных образований
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью установления единого методологического подхода к порядку расчета налогового потенциала муниципальных образований и края в целом и предназначены для решения следующих задач:
оценка налогового потенциала муниципальных образований края;
корректировка оценки налогового потенциала муниципальных образований в процессе мониторинга их социально - экономического развития;
прогнозирование динамики развития налогового потенциала муниципальных образований на перспективу;
оценка и прогнозирование на этой основе налогового потенциала края.
Показатели налогового потенциала являются одним из критериев для достоверной и объективной оценки потенциальной способности муниципальных образований края аккумулировать собственные налоговые доходы, повышения качества налогового и бюджетного планирования и определения реальной потребности муниципальных образований в финансовой поддержке из краевого бюджета.
Оценка налогового потенциала муниципальных образований и региона в целом проводится на основе финансово-экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов различных отраслей экономики, сведений о поступлениях и базах налогообложения по основным видам налогов за предыдущий период, оценок ожидаемых итогов социально-экономического развития территорий в текущем (прогнозном) году.
В предложенных методических рекомендациях используются следующие основные понятия:
налоговый ресурс (HP) - потенциально возможные налоговые поступления, исчисленные на рассчитанных налоговых базах по действующим налоговым ставкам, без учёта льгот и налоговых вычетов;
фактические налоговые поступления (ФП) - налоговые поступления в бюджет по базовому году;
налоговая база (НБ) - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения по соответствующему виду налога, рассчитанная для определения налогового ресурса;
налоговая ставка (Т) - ставка определённого вида налога;
репрезентативная налоговая база - налоговая база одного или группы налогов, имеющих статистические параметры, идентичные параметрам суммарных налоговых поступлений;
уровень собираемости налогов и сборов - отношение фактических налоговых поступлений к соответствующему совокупному налоговому ресурсу края или муниципального образования в базовом году;
налоговый потенциал - возможные налоговые поступления, рассчитанные по налогооблагаемым базам с учетом действующих (прогнозных) ставок, установленного порядка их начисления в условиях стандартных налоговых условий и усилий.
Налоговый потенциал муниципального образования представляет собой максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов на соответствующей территории в условиях действующего налогового законодательства и политики стимулирования развития бюджетообразующих отраслей экономики.
Налоговый потенциал характеризуется экономической структурой муниципального образования и его обеспеченностью налогооблагаемыми ресурсами, определяемыми, в свою очередь, налоговыми базами основных видов налогов, и он пропорционален совокупной налоговой базе территории.
Для наиболее полной и объективной оценки налогового потенциала необходимо произвести выбор группы налогов, имеющих наибольшую значимость для формирования доходной части бюджетов всех уровней и достаточно точно отражающих структуру суммарных налоговых поступлений.
При правильном выборе этой группы налогов произведенные по ним расчеты позволяют с высокой степенью достоверности оценить суммарный налоговый потенциал территории.
Наиболее адекватно отражает суммарный налоговый потенциал муниципального образования и региона в целом совокупность налогов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество предприятий. Налогооблагаемая база указанных налогов используется в представленных методических рекомендациях для расчета налогового потенциала.
На формирование налогооблагаемой базы муниципальных образований и региона в целом оказывает влияние множество факторов. В первую очередь, это -уровень развития экономики территории, ее отдельных отраслей. Во-вторых, эффективность функционирования отдельных компонентов всей экономической системы, отдельных отраслей, отдельных хозяйствующих субъектов, которая и определяет величину налоговых платежей. Совершенно различна значимость для налоговой системы различных отраслей экономики, к которым необходимы совершенно различные подходы при проведении анализа и расчетов. Исходя из этого, показатели, влияющие на формирование суммарного налогового потенциала, необходимо рассматривать в разрезе отраслей экономики.
Основой определения и прогнозирования налогового потенциала муниципальных образований является формирование оптимальной системы показателей.
В предлагаемых методических рекомендациях используется полный набор необходимых показателей по важнейшим позициям расчета налогового потенциала территорий, в том числе:
сводные финансово-экономические показатели деятельности предприятий и организаций всех форм собственности, которые представляет Приморский краевой комитет государственной статистики по формам статистической и годовой бухгалтерской отчётности в согласованные сроки;
основные показатели, используемые для расчета налоговой базы, по отчёту N 5-НБН в целом по краю и в разрезе муниципальных образований управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому краю;
структура поступлений налогов и сборов по отраслям экономики в целом по краю и в разрезе муниципальных образований по отчёту 1- НОМ;
задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему по отчёту 4-НМ;