ГУБЕРНАТОР ПРИМОРСКОГО КРАЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 сентября 2001 года N 706
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОЦЕНКЕ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА КРАЯ В РАЗРЕЗЕ ОТРАСЛЕЙ ЭКОНОМИКИ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
г. Владивосток
Утратило силу : Постановление Губернатора Приморского края от 22.06.2005 N 121-пг
В целях проведения мониторинга и прогноза макроэкономической ситуации на территории края, формирования методологического обоснования налогового планирования, обеспечения достоверности оценки экономического, финансового и налогового потенциалов региона в территориальном и отраслевом разрезах и перспектив его развития, осуществления на этой основе обоснованного налогового и бюджетного планирования, повышения уровня собираемости налоговых и иных поступлений в бюджетную систему
ПОСТАНОВЛЯЮ:
1. Утвердить прилагаемые методические рекомендации по оценке и прогнозированию налогового потенциала края в разрезе отраслей экономики и муниципальных образований.
2. Рекомендовать управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому краю (Бутова) представлять в адрес комитета экономики и планирования администрации Приморского края сводную информацию:
по форме N 5 - НБН полугодовая "отчёт о базе налогообложения по основным видам налогов" (в том числе в разрезе муниципальных образований) до 10 сентября - за 1 полугодие и 28 апреля - за 2 полугодие отчётного периода;
по форме N 1-ДДК квартальная "отчёт о декларировании доходов физическими лицами" в установленные сроки отчётности;
по форме N 3-НЛК квартальная "отчёт о льготах по налоговым платежам, представленных налогоплательщикам в соответствии с законодательством о налогах и сборах", не позднее 50 дней после отчётного периода.
3. Комитету информатизации администрации Приморского края (Антонову), совместно с учетом предложений Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому краю определить технические условия передачи данных в администрацию края.
4. Комитету экономики и планирования администрации края (Петрова) на основе систематизации и анализа данных, полученных в соответствии с п.2 настоящего постановления, представлять в департамент финансов администрации края сводную информацию об основных направлениях и тенденциях социально-экономического развития края, а также показатели, характеризующие состояние налогового потенциала региона и прогноз его формирования на перспективу.
5. Комитету экономики и планирования администрации края (Петрова) сводную информацию своевременно направлять в адрес комитета по управлению государственным имуществом Приморского края, отраслевых подразделений администрации края и органов местного самоуправления.
6. Комитету экономики и планирования администрации края (Петрова), с учетом предложений Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому краю (Бутова), по итогам 9 месяцев 2001 г. рассмотреть возможность внесения изменений и дополнений в базу данных информации, полученной по вышеперечисленным формам.
7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого вице-губернатора края Костенко А. И.
Губернатор края С.М.Дарькин
Методические рекомендации по оценке и прогнозированию налогового потенциала края в разрезе отраслей экономики и муниципальных образований
Настоящие методические рекомендации разработаны с целью установления единого методологического подхода к порядку расчета налогового потенциала муниципальных образований и края в целом и предназначены для решения следующих задач:
оценка налогового потенциала муниципальных образований края;
корректировка оценки налогового потенциала муниципальных образований в процессе мониторинга их социально - экономического развития;
прогнозирование динамики развития налогового потенциала муниципальных образований на перспективу;
оценка и прогнозирование на этой основе налогового потенциала края.
Показатели налогового потенциала являются одним из критериев для достоверной и объективной оценки потенциальной способности муниципальных образований края аккумулировать собственные налоговые доходы, повышения качества налогового и бюджетного планирования и определения реальной потребности муниципальных образований в финансовой поддержке из краевого бюджета.
Оценка налогового потенциала муниципальных образований и региона в целом проводится на основе финансово-экономических показателей деятельности хозяйствующих субъектов различных отраслей экономики, сведений о поступлениях и базах налогообложения по основным видам налогов за предыдущий период, оценок ожидаемых итогов социально-экономического развития территорий в текущем (прогнозном) году.
В предложенных методических рекомендациях используются следующие основные понятия:
налоговый ресурс (HP) - потенциально возможные налоговые поступления, исчисленные на рассчитанных налоговых базах по действующим налоговым ставкам, без учёта льгот и налоговых вычетов;
фактические налоговые поступления (ФП) - налоговые поступления в бюджет по базовому году;
налоговая база (НБ) - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения по соответствующему виду налога, рассчитанная для определения налогового ресурса;
налоговая ставка (Т) - ставка определённого вида налога;
репрезентативная налоговая база - налоговая база одного или группы налогов, имеющих статистические параметры, идентичные параметрам суммарных налоговых поступлений;
уровень собираемости налогов и сборов - отношение фактических налоговых поступлений к соответствующему совокупному налоговому ресурсу края или муниципального образования в базовом году;
налоговый потенциал - возможные налоговые поступления, рассчитанные по налогооблагаемым базам с учетом действующих (прогнозных) ставок, установленного порядка их начисления в условиях стандартных налоговых условий и усилий.
Налоговый потенциал муниципального образования представляет собой максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов на соответствующей территории в условиях действующего налогового законодательства и политики стимулирования развития бюджетообразующих отраслей экономики.
Налоговый потенциал характеризуется экономической структурой муниципального образования и его обеспеченностью налогооблагаемыми ресурсами, определяемыми, в свою очередь, налоговыми базами основных видов налогов, и он пропорционален совокупной налоговой базе территории.
Для наиболее полной и объективной оценки налогового потенциала необходимо произвести выбор группы налогов, имеющих наибольшую значимость для формирования доходной части бюджетов всех уровней и достаточно точно отражающих структуру суммарных налоговых поступлений.
При правильном выборе этой группы налогов произведенные по ним расчеты позволяют с высокой степенью достоверности оценить суммарный налоговый потенциал территории.
Наиболее адекватно отражает суммарный налоговый потенциал муниципального образования и региона в целом совокупность налогов: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, налог на имущество предприятий. Налогооблагаемая база указанных налогов используется в представленных методических рекомендациях для расчета налогового потенциала.
На формирование налогооблагаемой базы муниципальных образований и региона в целом оказывает влияние множество факторов. В первую очередь, это -уровень развития экономики территории, ее отдельных отраслей. Во-вторых, эффективность функционирования отдельных компонентов всей экономической системы, отдельных отраслей, отдельных хозяйствующих субъектов, которая и определяет величину налоговых платежей. Совершенно различна значимость для налоговой системы различных отраслей экономики, к которым необходимы совершенно различные подходы при проведении анализа и расчетов. Исходя из этого, показатели, влияющие на формирование суммарного налогового потенциала, необходимо рассматривать в разрезе отраслей экономики.
Основой определения и прогнозирования налогового потенциала муниципальных образований является формирование оптимальной системы показателей.
В предлагаемых методических рекомендациях используется полный набор необходимых показателей по важнейшим позициям расчета налогового потенциала территорий, в том числе:
сводные финансово-экономические показатели деятельности предприятий и организаций всех форм собственности, которые представляет Приморский краевой комитет государственной статистики по формам статистической и годовой бухгалтерской отчётности в согласованные сроки;
основные показатели, используемые для расчета налоговой базы, по отчёту N 5-НБН в целом по краю и в разрезе муниципальных образований управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Приморскому краю;
структура поступлений налогов и сборов по отраслям экономики в целом по краю и в разрезе муниципальных образований по отчёту 1- НОМ;
задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему по отчёту 4-НМ;
сведения о суммах льгот, предоставляемых налогоплательщикам на основании действующего налогового законодательства по отчёту 3-НЛК.
При определении показателей, включенных в данную систему, максимально используются существующие формы бухгалтерской, финансовой и налоговой отчетности. Источником информации для расчета налогового потенциала муниципальных образований является отчетность, представляемая предприятиями всех форм собственности в территориальные инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, а также ведомственная отчетность по налогам и сборам краевых и местных налоговых и финансовых органов.
Используемая система показателей представляет собой информационную базу, которая является основой для выполнения аналитических расчетов, оценки и прогнозирования налогового потенциала территорий.
Значительное влияние на степень бюджетного наполнения оказывает финансово-экономическая стабильность предприятий и организаций всех форм собственности, являющихся главным источником поступлений в бюджеты всех уровней.
Раздел, содержащий информацию о сводных финансово-экономических показателях деятельности, предназначен для обобщения данных, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности организаций всех отраслей и видов деятельности.
Данный раздел охватывает показатели, отражающие условия осуществления деятельности (предпосылки, влияющие и на результаты деятельности, и на устойчивость финансового положения предприятий). Иными словами, в разделе анализируются ресурсы предприятия. Такие, как основные фонды, трудовые ресурсы. Кроме того, рассматриваются основные показатели, влияющие на формирование финансовых результатов деятельности хозяйствующих субъектов, а также показатели, характеризующие взаимоотношения организаций всех форм собственности с партнерами, государственными органами в области взаиморасчетов (показатели дебиторской задолженности и кредиторской задолженности).
На основе анализа сводных показателей финансово-экономической деятельности организаций всех форм собственности, различных отраслей за прошедший период экономическими органами исполнительной власти территорий края разрабатываются прогнозы показателей развития по сферам экономической деятельности. На основе анализа, с учетом прогноза производится предварительная оценка выполнения в текущем году социально-экономических показателей и прогнозируются социально-экономические показатели на новый финансовый год: объем реализации, валовая прибыль, фонд оплаты труда, среднегодовая стоимость имущества и иные показатели, характеризующие налогооблагаемую базу по данным статистической и годовой бухгалтерской отчётности.
Эти расчеты проводятся отдельно по каждой территории и краю в целом.
Показатели краткосрочного прогноза социально-экономического развития территорий и края в целом являются основой расчетов потенциала доходов бюджетов.
Второй раздел посвящен характеристике налоговой базы. В разделе приводится перечень налогов и других обязательных платежей с указанием размера налоговых поступлений. Отдельно выделены налоги и обязательные платежи, подлежащие зачислению в бюджеты по уровням бюджетной системы. Также в разделе приводится структура показателей, отражающих налоговые поступления в консолидированный бюджет, в федеральный и местные бюджеты и динамику бюджетных поступлений по основным видам налогов по отчёту 1-НМ. Показатели поступления основных налогов приведены в разрезе отраслей, что позволяет оценить вклад каждой отрасли в формировании доходов бюджета по отчёту 1-НОМ.
В соответствии с действующим налоговым законодательством для исчисления сумм поступлений конкретных налогов и сборов используется соответствующая налоговая база. Исходными данными для расчета налогооблагаемой базы является сводная информация, полученная по отчёту N 5-НБН о базе налогообложения в целом по краю и в разрезе муниципальных образовании.
Налоговый ресурс муниципального образования представляет собой сумму налоговых ресурсов по отдельным видам налогов и сборов.
Основой для расчета налоговых ресурсов отдельных видов налогов и сборов являются прогнозные показатели налогооблагаемой базы по каждому налогу и сбору из репрезентативной группы налогов, имеющих наибольшую значимость для формирования доходной части бюджетной системы. Расчет прогнозных показателей налогооблагаемой базы основывается на изучении сводных финансово-экономических показателей деятельности организаций и предприятий всех форм собственности о фактическом состоянии базы налогообложения в отчетном периоде.
Расчёт налогового потенциала муниципального образования основан на определении налогового ресурса муниципального образования, под которым понимаются возможные налоговые поступления с его территории в бюджеты всех уровней. После расчёта налогового ресурса территории налоговый ресурс муниципального образования определяется в соответствии с действующими ставками распределения налогов по уровням бюджетной системы.
НРм = НБм * Тм, где НРм - налоговый ресурс муниципального образования по определённому виду налога, НБм - налоговая база отчётного года, Тм - ставка налога. Совокупный налоговый ресурс муниципального образования по определённым видам налогов определяется как сумма налоговых ресурсов по каждому виду налога.
С целью оценки объективных условий бюджетной обеспеченности муниципальных образований вводится понятие приведённого налогового ресурса - ПНР. Приведённый налоговый ресурс позволяет получить гарантированное ресурсное обеспечение налогового потенциала.
ПНРм = НРм * ФП/НР, где НРм - налоговый ресурс муниципального образования, рассчитанный по группе определённых налогов или по одному налогу (налогу на доходы с физических лиц). ФП - фактические поступления этих налогов по краю в отчётном году, HP - налоговый ресурс этих же налогов по краю.
Значение налогового потенциала муниципального образования определяется делением приведённого налогового ресурса (ПНРм) на численность населения муниципального образования: НПм = ПНРм/ЧНм в рублях на душу населения. Расчёты налогового потенциала производятся как для отдельных видов налогов, так и для группы налогов и в разрезе отраслей. Налоговый потенциал по отрасли определяется делением приведённого налогового ресурса по отрасли на объём выпускаемой или реализованной продукции в рублях.
Прогнозные показатели налогового потенциала необходимо откорректировать с учетом изменении налогового законодательства. При этом по каждому конкретному налогу могут быть следующие изменения: уменьшение (увеличение) ставки налога (сбора), базы налогообложения, а также введение или отмена налоговых льгот. При внесении изменений в налоговые законы рассчитываются выпадающие или дополнительные доходы по каждому налогу отдельно.
Таким образом определяются прогнозные показатели налогового потенциала муниципальных образований и региона в целом, которые являются базовыми для расчета поступлений налогов и сборов на планируемый период.