Одной из основных проблем Приморского края, как и всего Дальневосточного федерального округа, является ежегодный отток трудоспособного населения, в том числе и из-за нерешенности жилищных проблем.
Жилищная проблема в Приморском крае является одной из наиболее актуальных социальных проблем и имеет две стороны:
недостаточные объемы жилищного строительства;
низкая покупательская способность населения.
Объем жилищного фонда Приморского края по состоянию на 01 января 2010 года составлял 40012,1 тыс. кв. м. Для удовлетворения существующей в 2010 году потребности населения в жилье жилищный фонд необходимо увеличить до 47964,4 тыс. кв. м.
По типу застройки: 6,8 процента - составляет индивидуальное жилье, 93,2 процента - многоэтажная застройка. Это свидетельствуют о существенном преобладании многоэтажного жилья, и, соответственно, плотности застройки.
77 процентов от общего объема жилья приходится на жилищный фонд в городских поселениях, 23 процента - на жилищный фонд в сельской местности, что свидетельствует о значительной урбанизации населения в Приморском крае.
По итогам 2009 года в Приморском крае сданы в эксплуатацию жилые дома общей площадью 398,9 тыс. кв. м, что составляет 106,3 процента к уровню 2008 года.
Если в целом по Российской Федерации в 2009 году на одного человека введено по 0,4 кв. м жилья, то по Приморскому краю этот показатель составляет - 0,2 кв. м.
При этом фактически улучшить свои жилищные условия при существующем уровне доходов и цен на жилье могут 12,7 процента населения Приморского края.
Высокая стоимость жилья по сравнению с доходами граждан делает для многих жителей Приморского края неразрешимой проблему приобретения нового жилья. Рост цен на жилую недвижимость на вторичном рынке опережает темпы роста доходов населения.
Основными факторами, сдерживающими развитие жилищного строительства, на сегодняшний день остаются:
вопросы территориального планирования и обеспечения Приморского края и муниципальных образований Приморского края градостроительной документацией;
недостаток площадок под комплексное жилищное строительство с одной стороны, а с другой - неэффективное использование земель как со стороны собственников, так и со стороны муниципалитетов и государства;
излишне регламентированная и чрезвычайно громоздкая система выдачи исходно-разрешительной документации на осуществление жилищного строительства, получение технических условий на подключение к объектам коммунальной инфраструктуры и на ввод объектов в эксплуатацию, что приводит к созданию искусственных административных барьеров на строительном рынке жилья;
вопросы обеспечения жилищной застройки объектами инженерной, дорожной и социальной инфраструктуры, особенно в сельской местности. Необходимо развитие новых механизмов привлечения средств частных застройщиков для создания инженерной, дорожной и социальной инфраструктуры;
ресурсные ограничения строительного комплекса. Развитие строительного комплекса ограничивается: изношенностью производственных мощностей (50-70 процентов); низкой конкурентоспособностью отечественных строительных материалов, используемых при строительстве жилья; недостаточным уровнем внедрения современных технологий строительства и производства строительных материалов; дефицитом квалифицированных кадров, особенно среднего и начального профессионального образования;
низкая доступность кредитных ресурсов для строительных организаций, возникшая на волне кризиса и продолжающая оказывать негативное влияние на развитие отрасли в целом.
Для решения указанных проблем и в целях стабилизации ситуации на рынке жилищного строительства необходимо использование программно-целевого метода, предусматривающего единый комплекс мероприятий, направленных на развитие коммунальной инфраструктуры и создание условий для дальнейшего повышения доступности жилья для населения путем массового строительства жилья экономкласса, обеспечивающего ценовую доступность и отвечающего современным требованиям энергоэффективности и экологичности.
Прогнозируемая структура ввода жилья в Приморском крае определяет соотношение между строительством многоквартирного жилого фонда и малоэтажного жилья в период действия Программы как 40 процентов на 60 процентов в среднесрочной перспективе до 2015 года - с выходом на соотношение 35 процентов на 65 процентов.
Жилищное строительство в Приморском крае будет осуществляться путем реализации:
проектов комплексной малоэтажной застройки (приложение N 1 к настоящей Программе);
проектов комплексной многоэтажной застройки (приложение N 2 к настоящей Программе);
строительства малоэтажного жилья для жителей сельской местности;
индивидуального жилищного строительства.
Работа по выявлению для целей жилищного строительства земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и проведение аукционов по предоставлению таких земельных участков заказчикам-застройщикам будет проводиться органами местного самоуправления муниципальных образований Приморского края в течение 2012-2015 годов по мере необходимости.
В настоящее время определено 67 земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в 16 муниципальных образованиях Приморского края. Данные земельные участки планируются к вовлечению в оборот в целях жилищного строительства в 2012-2015 годах (приложение N 3 к настоящей Программе).
В целом по Приморскому краю имеются земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, пригодные для жилищного строительства, общей площадью 1874 га, на которых за период реализации Программы планируется построить 1190,4 тыс. кв. м многоэтажного и 1097,3 тыс. кв. м. малоэтажного жилья.