Недействующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ ДО 2025 ГОДА (с изменениями на: 02.02.2016)

I. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ


1. Смена специализации Приморского края

На предыдущем этапе развития за Приморским краем была закреплена функция обеспечения безопасности государства, которая диктовала требования к уровню развития экономики Приморского края. Включение Приморского края в народно-хозяйственный комплекс страны осуществлялось за счет нескольких секторов: военно-промышленного комплекса (судостроение и судоремонт, приборостроение, авиастроение), рыбохозяйственного комплекса, горно-химического производства, транспортного комплекса, лесопромышленного комплекса и др. При этом практически все сектора работали исключительно на внутренний рынок страны. В портфель ресурсов, активно эксплуатировавшихся на предыдущем этапе развития, входили:

геополитическое положение Приморского края, которое и задавало его специализацию в пространственной организации страны;

производственные (военно-промышленный комплекс) и перерабатывающие комплексы (рыбопереработка, лесопереработка и т.д.);

человеческий потенциал (как демографический потенциал, так и научно-образовательный).

Экономическая активность на территории Приморского края (как в целом на Дальнем Востоке) являлась государственной задачей, и поэтому действовали определенные механизмы, направленные на ее поддержание (на всем Дальнем Востоке):

механизмы компенсации удаленности (тарифное регулирование, поясные ценовые коэффициенты);

механизм государственных централизованных инвестиций;

механизм формирования миграционного притока в Приморский край.

Отказ государства в начале 1990-х годов от проведения активной инвестиционной политики на Дальнем Востоке и в Забайкалье привел к тяжелым последствиям для всего макрорегиона и для Приморского края в частности, что выразилось:

в "сворачивании" целых видов деятельности (в наиболее сложном положении оказались высокотехнологичные сектора: судоремонт и судостроение, авиастроение, приборостроение);

в прекращении действия особых механизмов поддержки экономической активности на Дальнем Востоке и в Забайкалье (за последние 15 лет не было реализовано ни одного значимого в масштабах Российской Федерации проекта, кроме начала реализации проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2" (далее - Сахалинские проекты);

в миграционном оттоке населения.

Процесс дестабилизации экономической и социальной ситуации на Дальнем Востоке и в Забайкалье совпал с динамичным развитием стран Азиатско-Тихоокеанского региона (далее - АТР) и Индии, которые в течение последних 20 лет являются лидерами мирового экономического роста (динамика прироста валового внутреннего продукта Китая и Индии ежегодно составляет 9 - 10 процентов).

Синхронизация двух процессов (прекращение активного государственного вмешательства в развитие регионов Дальнего Востока и Забайкалья и динамичное развитие стран АТР) предопределила:

развитие процесса интеграции регионов Дальнего Востока и Забайкалья (и в частности Приморского края) в экономику АТР;

развитие рыночно-ориентированных секторов экономки, прежде всего транспортных услуг и торговли;

появление возможности формирования новых секторов (переработки сырья, туристической деятельности, логистики и т.д.).

Несмотря на позитивные аспекты социально-экономического развития Приморского края в течение последних нескольких лет интеграция Приморского края в экономическое пространство стран АТР происходила в малопродуктивной форме, что выразилось:

в росте экспорта сырьевых товаров. В экспорте Приморского края 30,4 процента занимают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье для их производства, 19,3 процента - металлы и изделия из них, 21,3 процента - древесина и продукция ее переработки (из них 75,7 процента - это необработанные лесоматериалы);

в развитии "неформатной" торговли: развитие сектора торговли подержанными японскими автомобилями, а также развитие "челночной" торговли с Китаем. В настоящее время эти сферы подвержены достаточно большому количеству рисков, прежде всего связанных с развитием организованных форматов торговли, с появлением заводов по сборке автомобилей некоторых японских марок на северо-западе России ("Toyota", "Nissan"), с повышением тарифов на перевозку и изменением требований к перевозке;

в отсутствии технологически развитых секторов, которые за счет передачи процессинговых функций в страны АТР могли бы воспользоваться экономическим ростом этих стран;

в росте территориальных диспропорций. В настоящее время в Приморском крае можно выделить три группы муниципальных образований: северные муниципальные образования, преимущественно специализирующиеся на освоении лесных ресурсов Приморского края, центральные муниципальные образования, преимущественно специализирующиеся на сельском хозяйстве и пищевой промышленности, южные муниципальные образования, экономика которых наиболее диверсифицирована, но базовым сектором которых являются транспортные услуги, рыбохозяйственный комплекс. Наименее инфраструктурно развитыми являются северные муниципальные образования Приморского края, наиболее - южные муниципальные образования Приморского края;

в неконкурентоспособности нового базового сектора в макрорегиональном масштабе, что выражается в низкой эффективности работы портов, в технологической отсталости Транссибирской железнодорожной магистрали (далее - Транссиб), в неразвитости автомобильной сети, в слабом уровне развития логистической инфраструктуры.

2. Внешний контекст развития Приморского края

Наиболее существенными внешними факторами, оказывающими влияние на развитие Приморского края, будут:

1) экономический рост в Российской Федерации в среднесрочной перспективе. Согласно проекту концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года темпы роста валового внутреннего продукта Российской Федерации в инерционном варианте развития опустятся ниже 4,5 процента в год, а в сценарии энергосырьевого развития сохранятся на уровне 5-6 процентов, а в случае запуска инновационного сценария способны сохраниться на уровне 6 - 6,5 процента в год в течение ближайших 10 лет. Тенденция экономического роста в Российской Федерации способствует:

а) реализации крупных инвестиционных проектов, в том числе в Сибири и на Дальнем Востоке, в частности реализации Сахалинских проектов по добыче углеводородов, реализации проектов по освоению Западно-Камчатского шельфа, развитию Южно-Якутского территориально-производственного комплекса, а также крупных проектов в сфере транспортировки сырьевых ресурсов;