Недействующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ ДО 2025 ГОДА (с изменениями на: 02.02.2016)

II. СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ


1. Инерционный сценарий - развитие транспортно-логистической специализации

Инерционный сценарий имеет следующие предпосылки реализации:

развитие внешней торговли Российской Федерации и стран АТР: усиление позиций российских экспортных сырьевых товаров на рынке АТР и реализация ряда крупных проектов нового освоения и развития инфраструктуры транспортировки сырья, рост импортных грузов из стран АТР;

изменение географии международной торговли и повышение значимости евро-азиатских транспортных коридоров;

рост инфраструктурных ограничений северного Китая и его заинтересованность в возможности выхода к морским портам Приморского края.

При реализации указанных предпосылок Приморский край получает возможность закрепления транспортно-логистической и транзитной функций. В рамках данного сценария:

будет происходить динамичное развитие базового сектора. Реализация проектов по строительству терминалов, специализирующихся на перевалке угля, зерна, нефти и продуктов нефтепереработки, на обработке контейнерных грузов. Развитие портовой зоны в порту Восточный со специализацией на перевалке основных экспортных товаров Российской Федерации (уголь, зерно и т.д.);

будет активизировано развитие современной торговой инфраструктуры, обеспечивающей максимизацию прибыли Приморского края от товарных потоков, проходящих по его территории, в том числе за счет формирования приграничных торгово-производственных комплексов, системы товарных бирж;

Приморский край сохранит за собой лидирующие позиции в рыбохозяйственном комплексе, но из-за слабости корпоративного сектора и отсутствия необходимого количества инвестиционных ресурсов сохранится сырьевая специализация этого сектора;

будет происходить развитие лесопромышленного комплекса за счет преимущественного развития низкой степени деревообработки, так как организации лесопромышленного комплекса не способны осуществить инвестиции, необходимые для кардинального изменения ситуации в секторе;

при государственной поддержке будет ограниченно развиваться судостроение и судоремонт, прежде всего с ориентацией на внутренний рынок. Но при этом рынки мирового коммерческого судостроения для производителей Приморского края будут закрыты в силу динамичного развития сектора судостроения в соседних странах, прежде всего в Южной Корее и Китае;

будет происходить формирование Владивостокской агломерации как центра сотрудничества стран АТР и Российской Федерации в рамках подготовки к саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (далее - саммит АТЭС) в г. Владивостоке в 2012 году.

Риски инерционного сценария включают в себя:

1) внешние риски:

а) неустойчивость конъюнктуры внешних рынков;

б) позиция Российской Федерации на ключевых сырьевых рынках АТР как заменяемого поставщика, так как страны АТР постоянно реализуют стратегию диверсификации источников поставок сырьевых ресурсов;

в) высокая степень зависимости от темпов развития сырьевых регионов Российской Федерации, которые в силу различных обстоятельств могут отличаться от заявленных;

г) высокие политические риски (особенно в части увеличения транзита через территорию Китая);

д) тарифная политика Российской Федерации, от которой зависит успешность реализации транзитного потенциала Приморского края;

е) реализация зарубежных конкурентных проектов, в том числе реализация проекта Transport Corridor Europe Causcasus Asia (TRACECA), который создаст конкуренцию Транссибу;

ж) низкий уровень контейнеризации грузов в Российской Федерации, что связано с экспортной (преимущественно сырьевой) специализацией;

2) внутренние риски:

а) кадровый дефицит;

б) низкий уровень развития городской среды. Существенными недостатками городской среды, которые являются значимыми ограничениями для развития туристической деятельности (особенно бизнес-туризма), являются:

низкий уровень развития системы общественного питания;

неудобство городского пространства для туристов (начиная от отсутствия информации на английском и других языках, заканчивая отсутствием информационного центра для туристов);

низкий уровень безопасности туристов;

хаотичная застройка в центре г. Владивостока, которая нарушает образ "европейского города", и неудовлетворительное состояние его архитектурных комплексов;