Недействующий

О ПРОГРАММЕ СТАБИЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ НА 1999 - 2003 ГОДЫ (СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)

Таблица 1

Конкурентные недостатки территорий по степени регулируемости

и факторы, их формирующие

Конкурентные недостатки по степени регулируемости

нерегулируемые

регулируемые

Суперрегио-нальные1

климатические особенности

преимущественно сырьевая структура экономики
 неравномерность освоения природных ресурсов
 низкий уровень развития инфраструк-турных отраслей
 неприспособленный к рыночным усло-виям производственный потенциал уровень развития техники и техноло-гий
 малая численность населения и нерав-номерность его расселения
 расходы на тепловую и электрическую энергию
 расходы на транспортировку сырья, материалов и продукции
 расходы по районным коэффициентам и дальневосточным надбавкам

Региональные2

оторванность от основных эконо-мических центров и рынков страны в силу географиче-ского положения, климатические особенности

расходы на транспортировку сырья, материалов и продукции
 расходы по тепловой и электрической энергии
 расходы по районным коэффициентам и дальневосточным надбавкам

Локальные3

удаленность от экономических центров, основной транспортной ма-гистрали

расходы по районным коэффициентам и дальневосточным надбавкам моноотраслевой характер локальной экономики

_______________________________

1 Суперрегиональные - на уровне группы регионов, в данном случае входящих в Дальневосточный экономический район.

2 Региональные - в данном случае на уровне края, области или субъекта Федерации.

3 Локальные - на уровне субъекта местного самоуправления, их совокупности или части.

Воздействие конкурентных недостатков на среду хозяйствования в крае проявляется в следующем:

всеобъемлющем для региона характере воздействия на экономические процессы;

наличии потенциала территориальной и политической дезинтеграции страны;

структурообразующем влиянии электроэнергетики и транспорта на характер и спектр видов деятельности в пользу неэнергоемкой и технически несложной, с минимальным уровнем межфирменной кооперации продукции, реально и потенциально снижающем конкурентоспособность России среди стран Азиатско - Тихоокеанского региона (далее - АТР);

нереальности программ регионального и локального развития, не учитывающих воздействие конкурентных недостатков.

Региональная экономическая асимметрия особенно обострилась при продолжающейся государственной политике ориентации только на автоматизм рыночных отношений и, соответственно, отсутствие государственных компенсационных механизмов в условиях неплатежеспособности территории. К примеру, если компенсировать разницу в тарифах на электроэнергию не из федерального, а из консолидированного бюджета Приморского края, то на это в 1997 г. ушло бы 10 процентов его собственных доходов, что больше всей суммы бюджета регионального уровня (табл. 2).