Конкурентные недостатки территорий по степени регулируемости
и факторы, их формирующие
Конкурентные недостатки по степени регулируемости | ||||
нерегулируемые | регулируемые | |||
Суперрегио-нальные1 | климатические особенности | преимущественно сырьевая структура экономики | ||
Региональные2 | оторванность от основных эконо-мических центров и рынков страны в силу географиче-ского положения, климатические особенности | расходы на транспортировку сырья, материалов и продукции | ||
Локальные3 | удаленность от экономических центров, основной транспортной ма-гистрали | расходы по районным коэффициентам и дальневосточным надбавкам моноотраслевой характер локальной экономики |
_______________________________
1 Суперрегиональные - на уровне группы регионов, в данном случае входящих в Дальневосточный экономический район.
2 Региональные - в данном случае на уровне края, области или субъекта Федерации.
3 Локальные - на уровне субъекта местного самоуправления, их совокупности или части.
Воздействие конкурентных недостатков на среду хозяйствования в крае проявляется в следующем:
всеобъемлющем для региона характере воздействия на экономические процессы;
наличии потенциала территориальной и политической дезинтеграции страны;
структурообразующем влиянии электроэнергетики и транспорта на характер и спектр видов деятельности в пользу неэнергоемкой и технически несложной, с минимальным уровнем межфирменной кооперации продукции, реально и потенциально снижающем конкурентоспособность России среди стран Азиатско - Тихоокеанского региона (далее - АТР);
нереальности программ регионального и локального развития, не учитывающих воздействие конкурентных недостатков.
Региональная экономическая асимметрия особенно обострилась при продолжающейся государственной политике ориентации только на автоматизм рыночных отношений и, соответственно, отсутствие государственных компенсационных механизмов в условиях неплатежеспособности территории. К примеру, если компенсировать разницу в тарифах на электроэнергию не из федерального, а из консолидированного бюджета Приморского края, то на это в 1997 г. ушло бы 10 процентов его собственных доходов, что больше всей суммы бюджета регионального уровня (табл. 2).