Недействующий

О ПРОГРАММЕ СТАБИЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ НА 1999 - 2003 ГОДЫ (СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ)

1.3. Сценарий развития


Для разработки и осуществления обоснованных действий по выводу экономики региона из кризисного состояния необходимо четко обозначить основные элементы устойчивого развития региона в долгосрочной перспективе. Определение нормативного образа региона не является простой задачей и в рамках традиционного долгосрочного планирования. Оно тем более сложно в условиях рыночной экономики, особенно в ситуации затяжного экономического кризиса.

При всем различии подходов в существующих научных исследованиях по развитию Дальнего Востока, по-видимому, можно согласиться с необходимостью достижения уровня доходов на душу населения хотя бы умеренно развитых стран в качестве достойной цели регионального развития. Обычно считается, что для отдельных территорий с особыми условиями достижение такой цели является более легкой задачей, чем для России в целом, хотя это далеко не очевидно. Можно представить различные варианты реализации указанной цели или сценарии развития:

1) сокращение численности населения при сырьевой ориентации;

2) сохранение численности населения и производственного потенциала в обрабатывающей промышленности;

3) интенсивное развитие региона с привлечением значительного дополнительного населения.

При этом существуют значительные разногласия во мнениях относительно путей достижения экономической стабильности в длительной перспективе. Можно выделить несколько возможных компонентов будущего экономического роста Приморского края:

умеренное развитие сырьевых отраслей в пределах естественных ограничений с привлечением отечественного и иностранного капитала;

увеличение транзита и спроса на продукцию сырьевых отраслей региона за счет экономического роста России и АТР;

развитие перерабатывающих отраслей за счет нахождения ниш на мировом рынке и, в особенности, на стыке интересов России и стран АТР.

Нет сомнений, что все указанные компоненты неизбежно будут присутствовать в обеспечении будущего экономического роста региона. Вопрос состоит в определении их сравнительной значимости.

Каковы особенности этих сценариев развития? Сырьевой сценарий экономического роста и развития транзитных функций базируется на преувеличенной оценке природных богатств, так как очевидно, что самые богатые и близко расположенные к транспортной системе природные ресурсы уже интенсивно разрабатывались. По данным разных исследователей, практически все вовлеченные в хозяйственный оборот сырьевые ресурсы края находятся близ потолка рационального использования. Некоторые исследователи предлагают в рамках этого сценария развитие трансформации сырьевых ресурсов, что означает на практике повышение капиталоемкости их эксплуатации по меньшей мере в 5 - 10 раз. Рост объемов транзитных грузов, хотя и является важным при любом сценарии развития, но, к сожалению, вряд ли приведет к высоким доходам для значительных масс населения. При этом надо взять в расчет необходимость перевооружения отечественного транспортного флота и растущую конкуренцию со стороны транспортников КНР.

По второму сценарию - в сложившихся экономических условиях обеспечение воспроизводства в обрабатывающей промышленности, а тем более масштабное (хотя бы на уровне ее доли в экономике края в 1990 г.) представляется сложной по капитальным затратам задачей. Сегодня, с фактическим провалом конверсионной стратегии в оборонной промышленности, стал очевидным и вполне реальным ликвидационный сценарий для этой отрасли. Государственные заказы в области судоремонта и судостроения, морского приборостроения и авиастроения катастрофически сократились. Высвободившийся производственный потенциал большей частью не приспособлен к гражданским нуждам. Замещение в полной мере высвободившихся рабочих мест, особенно в моноотраслевых городах, представляется капиталоемкой задачей (стоимость одного рабочего места в промышленности - 65.3 тыс. долларов, на транспорте и в связи - 158.7 тыс. долларов, в других отраслях - 12.3 тыс. долларов)6, которую невозможно разрешить за счет собственных финансовых ресурсов края.

_______________________________

6 Стратегия экономического и геополитического прорыва России на Дальнем Востоке (Концепция долгосрочного развития Приморского края). ИНП РЛН. - М., январь 1996.

Третий сценарий, характеризуемый как интенсивное развитие региона с привлечением значительного дополнительного населения, может быть реализован, скорее всего, в том случае, если станет общенациональной идеей. В практическом плане сегодня может использоваться в качестве стратегического ориентира.

Проблема выбора путей экономического развития края постоянно находится в поле зрения администрации края. Эта проблема по ее заказу разрабатывалась Институтом народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук. Администрация края в 1994 - 1997 гг. представляла предложения в Правительство Российской Федерации о проведении в Приморском крае эксперимента по созданию специального (особого) режима хозяйствования, в рамках которого предусматривалось повысить роль региональных органов власти в регулировании регионального развития, инициировать запуск механизмов саморазвития при финансовой поддержке Федерации. Но, как и в Калининградской области (позднее), этого добиться не удалось и, вероятно, учитывая экономическое состояние в России, надо признать это направление нереалистичным.

Учитывая незначительные объемы внешних инвестиций, целесообразно попытаться реализовать сценарий развития, который условно можно было бы назвать "сценарием саморазвития". Исходя из того, что среда хозяйствования в стране, включая и регион, в своей основе формируется федеральными органами власти, речь здесь идет о создании более благоприятного, по сравнению с сопредельными территориями, режима хозяйствования за счет рационального использования и мобилизации собственных региональных денежно - финансовых ресурсов при вероятно ограниченной государственной финансовой поддержке.

Запуску механизмов саморазвития на уровне региона и субъектов местного самоуправления способствовало бы формирование "коридоров развития". А это не что иное, как совокупность скоординированных совместных действий органов власти разных уровней по стимулированию ориентированного развития субъектов хозяйствования в направлении приоритетов, определенных настоящей программой, при одновременном снижении негативного влияния регулируемых конкурентных недостатков, присущих территории края. Это в немалой степени способствовало бы повышению роли конкурентных, в том числе и географических, преимуществ территории края. Такой подход позволит большему числу субъектов хозяйствования, а не ограниченному, как в обычных программах, получить ориентиры среднесрочной стратегии и включиться в "раскручивание" механизма саморазвития региона. Механизм саморазвития должен быть дополнен возобновлением работы транссибирского контейнерного моста, запуском свободных экономических, в том числе и точечных, и специальных таможенных зон развития, распространением инноваций, расширением специализации экономики края и др.

Предполагается использовать меры государственной региональной поддержки в реальном секторе экономики на конкурсной основе только для реализации проектов, обеспечивающих высокую экономическую и социальную эффективность в производстве конкурентоспособных, а также импортозамещающих товаров (работ и услуг). В социальной сфере основным направлением является адресная поддержка малоимущих и обеспечение минимальных социальных гарантий.

Надо иметь в виду, что прогнозируемые на 2002 - 2003 гг. параметры экономического роста (раздел 4) могут расцениваться как крайне низкие, но этот этап необходимо пройти. Настоящая программа позволяет создать организационно - экономические заделы, которые за пределами 2003 г., при позитивном развитии ситуации в стране в целом, позволит получить более высокие темпы прироста валового регионального продукта - 9 - 12 процентов.

Еще раз обратим внимание, что ключевыми, в рамках предлагаемого сценария, действиями являются шаги по снижению давления инфраструктурных затратных факторов производства на бизнес, и ведущую роль в этом играет политика Правительства России. Этот сценарий развития принят в данной программе за базовый, и для его реализации разработан стратегический план действий (раздел 3).