Горимость лесов Приморского края является одной из самых высоких в Российской Федерации. В среднем ежегодно возникает 270 пожаров, которые зачастую распространяются на значительные площади. За последние 10 лет в крае возникло 2580 пожаров, лесная площадь, пройденная ими, составляет 136690 га. Лесные пожары значительно снижают эффективность искусственного лесовосстановления, только в 1998 году от лесных пожаров погибло 4,8 тыс. га лесных культур. Пожары значительно препятствуют процессам естественного возобновления вырубок и других лесных площадей ценными древесными породами. Одной из основных причин лесных пожаров являются сельхозпалы. Именно из-за этой причины территориальные органы федерального органа управления лесным хозяйством не в состоянии создавать необходимое количество лесных культур в южных районах края.
Несмотря на то, что в последние годы лесные пожары не причинили значительного ущерба лесному фонду края, все же остается потенциальная угроза катастрофических последствий от лесных пожаров, особенно в северо - восточных районах края, где произрастают лиственничники и чистые ельники.
Территория лесного фонда Приморского края не имеет законченных противопожарных систем, в том числе наблюдения и обнаружения пожаров, противопожарных дорог, минерализованных полос и т. д. Фактические объемы охраны лесов, приходящиеся на одну пожарно - химическую станцию (ПХС) многократно превышают нормативы (20 - 30 тыс. га). Удельные затраты на авиационную охрану лесов в несколько раз ниже требуемых и не позволяют обеспечивать кратность патрулирования согласно технологии или складывающейся пожарной обстановки и своевременно обслуживать все возникающие лесные пожары.
Меры по борьбе с лесными пожарами предусматривают два направления.
Первое - это создание системы противопожарных сооружений (система наблюдения и обнаружения лесных пожаров, дороги, вертолетные площадки и др.), профилактика лесных пожаров, воспитательно - разъяснительная работа среди населения.
Второе - непосредственная борьба с возникающими лесными пожарами. В этом вопросе предлагается создать единую систему, которая должна состоять из трех уровней лесопожарных сил и формирований:
1-ый уровень - действует в период низкой и средней пожарной опасности. Он формируется из штатных сил и средств пожарной охраны лесхозов, лесничеств, авиалесоохраны, которые принимают немедленные меры к тушению возникающих пожаров. Однако, для Приморского края численность этих формирований крайне низкая, и мы планируем их увеличить за счет найма работников и техники на пожароопасный период по контракту;
2-ой уровень вступает в действие при наступлении высокой пожарной опасности, когда лесная охрана уже не в состоянии сама справиться с лесными пожарами. В таких случаях предполагается мобилизация на тушение лесных пожаров подразделений Министерства по чрезвычайным ситуациям гражданской обороны, воинских частей, лесозаготовительных и других предприятий. Эти силы вступают в действие по решению комиссии по чрезвычайным ситуациям Приморского края. В случае высокой пожарной опасности силы для тушения лесных пожаров должны быть мобильными. Поэтому предлагается усилить пожарно - химические станции в пяти лесхозах лесопожарными отрядами, создав такие отряды в наиболее пожароопасных районах;
3-ий уровень - создание межрайонных пожарно - технических станций третьего типа. До 2005 года планируется создать 2 такие станции,
Укрепление лесопожарных служб и формирований, таким образом, поставит охрану лесов от пожаров на уровень, достаточный для предотвращения катастрофических пожаров и снижения общей численности лесных пожаров, что, безусловно, окажет самое благотворное воздействие на общее состояние лесного фонда.
Рост антропогенного пресса на природную среду сопровождается ослаблением, а часто и усыханием лесов на значительных площадях. Недостаточные объемы истребительных мероприятий в программный период могут привести к резкому увеличению площади очагов вредителей и гибели древостоев. За последние 5 лет в крае действовали очаги хвое- и листогрызущих вредителей на общей площади 511 тыс. га.
В Тернейском районе происходит увеличение площадей с неудовлетворительным санитарным состоянием вследствие усыхания елово - пихтовых насаждений. При этом наносится значительный экологический и экономический ущерб.
Бесконтрольное развитие такого карантинного вредителя как непарный шелкопряд может нанести существенный материальный ущерб не только Приморскому краю, но и всей России. Хотя азиатская форма непарного шелкопряда не наносит сколько-нибудь существенного ущерба лесам Приморья, но способна нанести сильнейший вред лесам стран Азиатско - Тихоокеанского региона. И в случае превышения допустимой численности этого вредителя в наших лесах, может быть запрещен заход судов российского дальневосточного флота во многие страны мира.
Мероприятия по защите лесов от вредителей и болезней предусматривается проводить по двум направлениям.
Первое - это организация системы оперативного контроля за лесопатологическим состоянием лесов, включающая:
выбор объектов лесопатологического мониторинга и метода его осуществления;
проведение наблюдений и получение данных, включающих наземные и дистанционные виды сбора данных;
анализ полученной информации на основе компьютерных программ;
прогноз развития наблюдаемых в лесах патологических процессов и явлений и возможных эколого - экономических последствий;
выбор оптимальных лесозащитных или лесохозяйственных мероприятий и принятие решений по их осуществлению.
Вторым направлением является непосредственная борьба с возникающими очагами вредных насекомых и болезней. В этом плане предполагается развитие созданного в крае центра защиты леса, координирующего общую систему лесозащиты. Планируется дальнейшее развитие технической базы по борьбе с вредителями и болезнями леса и общее укрепление службы лесозащиты.
В соответствии со ст. 69 Лесного кодекса Российской Федерации намечается развитие мониторинга лесов (далее - МЛ) в целях организации системы наблюдений, оценки, прогноза состояния и динамики лесного фонда для осуществления государственного управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов и усиления их экологических функций.
Правовой основой развития мониторинга лесов является постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 24 ноября 1993 г. N 1229 "О создании Единой государственной системы экологического мониторинга", в котором признано необходимым разработать и внедрить систему мониторинга лесов, как составной части Единой государственной системы экологического мониторинга.
В состав работ по развитию мониторинга лесов входит проведение рекогносцировочных обследований, проектирование и начало закладки сети пунктов наблюдений, закупка, установка и отладка технических средств.
Условием полноценного функционирования системы мониторинга лесов является создание необходимого технического и программного обеспечения.
На региональном уровне ведение мониторинга лесов осуществляется органом управления лесным хозяйством.
Основными задачами органа управления лесным хозяйством являются:
создание и ведение баз данных МЛ регионального уровня;