Для успешного решения стратегических задач по наращиванию экономического потенциала аграрного сектора и реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 (далее - Государственная программа), требуется системный подход, важнейшей частью которого является осуществление мер по повышению уровня и качества жизни на селе, преодолению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в сельском хозяйстве и других отраслях экономики села.
Сложившаяся на селе ситуация в социальной сфере препятствует формированию социально-экономических условий устойчивого развития агропромышленного комплекса.
Последнее десятилетие XX века стало периодом катастрофической дезорганизации страны и социального упадка. В результате изменения организационно-экономического механизма развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры села произошло снижение доступности для сельского населения образовательных, культурных и торгово-бытовых услуг, увеличилось отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.
Жилищные условия. Более чем на 80 процентов сельский жилищный фонд приходится на частное домовладение, включающее помимо жилого дома хозяйственные надворные постройки для ведения личного подсобного хозяйства. Основная часть сельского жилого фонда не имеет элементарных коммунальных удобств.
Количество сельских общеобразовательных учреждений остается на уровне 1990 года при увеличении численности учащихся.
За последние годы резко сократилась подготовка специалистов для агропромышленного комплекса в сельских профессиональных училищах.
Большинство систем водоснабжения не имеет необходимых сооружений и технологического оборудования для улучшения качества воды или работает неэффективно, при этом до 70 процентов локальных водопроводов нуждается в реконструкции и 10 процентов - в полном восстановлении. В результате до 80 процентов сельского населения вынуждено пользоваться водой, не соответствующей санитарным нормам и стандартам.
Информационно-телекоммуникационная инфраструктура развита слабо: 6 процентов сельского населения живет в условиях ограниченного информационного поля или вообще находится в условиях информационной изоляции. Телефонная сеть в сельских муниципальных образованиях изношена, а в 180 населенных пунктах (29,2 процента от общей численности сельских населенных пунктов) на всех жителей приходится от одного до трех телефонов фиксированной связи. Доступ к сети "Интернет" ограничен.
В результате недостаточных инвестиций снизились объемы строительства объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры в сельской местности, увеличился сверхнормативный износ их основных фондов, сопровождающийся интенсивным сокращением имеющихся объектов социальной сферы и систем жизнеобеспечения.
Продолжается тенденция сокращения трудовых кадров сельского хозяйства. Численность работников сельскохозяйственных предприятий в 2008 году уменьшилась по сравнению с 1990 годом почти в четыре раза. Число работников, занимающих должности руководителей и специалистов, сократилось в 2,9 раза. За этот период сменяемость руководителей и специалистов увеличилась в два раза. Сокращается численность специалистов массовых профессий. За последние пять лет число механизаторов сократилось на 52,8 процента. Уровень безработицы в сельской местности составляет 6,7 процента, что в два раза выше, чем в среднем по краю.
Социологические опросы показывают, что большинство выпускников средних школ стремятся получить профессию, не связанную с аграрным сектором производства.
Задача обеспечения продовольственной безопасности страны, поставленная Государственной программой диктует необходимость изменения и возрастания требований к качественным характеристикам и профессиональному составу сельскохозяйственных кадров.
Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потребности в жилье.
Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства сельских поселений, развития сельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления и на этой основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала.
Без значительной государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
Исходя из задач социально-экономической политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу, для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий.
Таким образом, необходимость разработки и реализации краевой долгосрочной целевой программы "Социальное развитие села в Приморском крае на 2011-2013 годы" (далее - Программа) обусловлена:
социально-политической остротой проблемы и ее общефедеральным значением;
необходимостью формирования базовых условий социального комфорта для расширенного воспроизводства и закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса;
межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и краевом уровнях, органов местного самоуправления и общественных объединений сельских жителей;
необходимостью приоритетной государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований.