ЗАКОН
ПРИМОРСКОГО КРАЯ
от 08 февраля 2012 года N 3-КЗ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЗАКОН ПРИМОРСКОГО КРАЯ "О КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОБ ОКАЗАНИИ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ" НА 2007-2012 ГОДЫ"
Принят Законодательным Собранием Приморского края 1 февраля 2012 года
СТАТЬЯ 1.
Внести в Закон Приморского края от 28 июня 2007 года N 112-КЗ "О краевой целевой программе "Об оказании содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" на 2007-2012 годы" (Ведомости Законодательного Собрания Приморского края, 2007, N 29, стр. 2; 2008, N 94, стр. 99; 2009, N 118, стр. 80; 2010, N 163, стр. 23; 2011, N 185, стр. 15) следующие изменения:
краевую целевую программу изложить в новой редакции (прилагается).
СТАТЬЯ 2.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор края
С.М. Дарькин
г. Владивосток
8 февраля 2012 года
N 3-КЗ
Приложение
к Закону
Приморского края
от 08.02.2012 N 3-КЗ
"Утверждена
Законом
Приморского края
Краевая целевая программа "Об оказании содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" на 2007-2012 годы
Паспорт
краевой целевой программы "Об оказании содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" на 2007-2012 годы
Наименование Программы | краевая целевая программа "Об оказании содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" на 2007-2012 годы (далее - Программа) | |
Наименование, дата и номер нормативного правового акта о разработке Программы | пункт 7 Указа Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом"; | |
Дата согласования проекта Программы Правительством Российской Федерации | распоряжение Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 года N 581-р; | |
Государственный заказчик Программы | Администрация Приморского края | |
Заказчики Программы | управление государственной службы занятости населения Приморского края; | |
Основные разработчики Программы | управление государственной службы занятости населения Приморского края; | |
Цели и задачи Программы | 1.Создание механизма добровольного переселения соотечественников в Приморский край как одного из способов решения проблем демографического развития Приморского края | |
Сроки реализации Программы | 2007-2012 годы | |
Основные направления реализации программных мероприятий | совершенствование нормативной правовой базы Приморского края с учетом изменений федерального законодательства; | |
Исполнители основных мероприятий Программы | управление государственной службы занятости населения Приморского края; | |
Объемы и источники финансирования Программы | всего - 2189,95 млн рублей, | |
Главный распорядитель бюджетных средств | управление государственной службы занятости населения Приморского края | |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | переселение на территорию Приморского края 1617 участников Программы и 4851 члена их семей, в том числе по годам: | |
Контроль за исполнением Программы | Губернатор Приморского края; |
Введение
Разработка Программы вызвана факторами старения населения и ухудшения качественных демографических характеристик Приморского края, ростом иждивенческой нагрузки на трудоспособное население, нарушением преемственности поколений и дисбалансом возрастной структуры постоянно проживающего населения, а также вопросами укрепления безопасности Российской Федерации.
С 2006 года Приморский край, как и вся Российская Федерация, вступил в период абсолютного сокращения численности трудоспособного населения. Сформировавшиеся за последнее десятилетие тенденции в области естественного и миграционного движения населения предопределяют демографическое развитие Приморского края в долгосрочной перспективе, основной чертой которого является сокращение численности населения. Динамика этих процессов тревожна и способна усугубить диспропорции хозяйственно-экономического и социокультурного развития территории.
Реальная экономическая угроза связана с уменьшением численности населения рабочих возрастов и, соответственно, с сокращением экономического потенциала региона. В условиях устойчивой динамики экономического роста Приморского края сокращение численности экономически активного населения создает дефицит рабочей силы. Старение населения увеличивает демографическую нагрузку на трудоспособное население.
Особенностями современной демографической ситуации в Приморском крае являются:
значительные масштабы сокращения населения;
продолжающееся старение населения, изменение соотношения между работающими и пенсионерами, обостряющее проблемы пенсионного обеспечения;
низкая продолжительность жизни населения;
интенсивный миграционный отток населения.
Общее сокращение численности населения Приморского края, снижение его плотности создают опасность ослабления политического, экономического и военного потенциала региона, возможность дополнительных притязаний на территорию российского Дальнего Востока. Стратегия развития Приморского края предусматривает в долгосрочной перспективе обеспечение участия России в базовых механизмах обмена людьми, товарами и информацией в регионе Северо-Восточной Азии. Владивосток и в целом Приморский край позиционируется нашими соседями как ближайшая территория к странам Северо-Восточной Азии, наиболее досягаемая и доступная территория. Здесь сегодня размещается около 20 консульств и торговых представительств стран Азиатско-Тихоокеанского региона (далее - АТР) и других регионов мира.
В перспективе за счет капитализации коммуникативного потенциала Приморского края возможно обеспечить продвижение отечественного бизнеса в экономику АТР. С этой целью в рамках Стратегии социально-экономического развития Приморского края необходимо привлечь квалифицированных специалистов.
Основными целями разработки Программы являются:
1)создание механизма добровольного переселения соотечественников в Приморский край как одного из способов решения проблем демографического развития Приморского края;
2)снижение территориальных дисбалансов экономического и демографического развития Приморского края и граничащих с ним территорий в целях соблюдения стратегических интересов Российской Федерации на Дальнем Востоке, удовлетворение совокупного спроса на рабочую силу за счет привлечения перспективного контингента трудовых мигрантов высокой квалификации.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
обеспечение социально-экономического развития Приморского края;
сокращение дефицита трудовых ресурсов;
улучшение демографической ситуации;
увеличение числа высококвалифицированных специалистов;
заселение территории Приморского края;
оптимизация системы расселения;
увеличение миграционного притока населения в Приморский край;
закрепление переселенцев в Приморском крае и обеспечение их социально-культурной адаптации и интеграции в российское сообщество.
Для решения поставленных задач необходимо сформировать новые притягательные условия для привлечения в Приморский край переселенцев, способных внести позитивный вклад в социально-экономическое развитие территории, которое подчинено геополитическим и национально-стратегическим интересам и задачам Российской Федерации на Дальнем Востоке.
Учитывая текущую демографическую ситуацию в Приморском крае и приоритетные задачи в области социально-экономического развития, существует потребность в компенсации естественной убыли населения и дефицита рабочей силы посредством привлечения и закрепления на постоянном месте жительства соотечественников из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Реализация активной, разумной и стратегически выверенной Программы добровольного переселения соотечественников определенных категорий должна стать фактором развития рынка труда, адекватного региональным интересам, улучшения инвестиционной привлекательности Приморского края и его социально-экономического развития. Структура и качественный состав добровольно переселяемых соотечественников должны отвечать стратегическим потребностям Приморского края.
I.Обоснование необходимости разработки Программы
1.Социально-экономическое положение Приморского края и перспективы его развития
1.1.Экономический потенциал Приморского края
Приморский край занимает юго-восточную окраину России и расположен в самой южной части Дальнего Востока на берегу Японского моря. Территория Приморского края - 164,7 тыс. кв. км, что составляет около одного процента площади Российской Федерации. Приморский край относится к числу средних по величине областей нашей страны. Численность населения составляет 1,98 млн человек. Плотность населения - 12 человек на 1 кв. км, что в 1,4 раза превышает среднероссийский показатель и в 12 раз выше показателя по Дальневосточному федеральному округу.
Приморский край включает в себя 12 городских округов и 22 муниципальных района, на территории которых располагаются 30 поселков городского типа и 617 сельских населенных пунктов. Краевой центр - город Владивосток.
Геополитическое положение Приморского края определяется тем, что через его территорию Россия на протяжении более 1000 км граничит с крупнейшей страной мира - Китаем и с Северной Кореей (около 30 км), а через Японское море выходит к морским границам Японии и Южной Кореи, к другим странам АТР.
Ведущие сферы деятельности Приморского края - производство транспортных средств и оборудования, добыча полезных ископаемых, обработка древесины и производство изделий из дерева, производство судов, производство прочих неметаллических минеральных продуктов, рыболовство. По территории Приморского края проходит Транссибирская железнодорожная магистраль. Развит морской транспорт. Крупные порты: Владивосток, Находка, Восточный.
Законом Приморского края от 20 октября 2008 года N 324-КЗ утверждена Стратегия социально-экономического развития Приморского края до 2025 года (далее - Стратегия), которой определяются долгосрочные цели и приоритеты, задачи, а также основные направления развития экономики и социальной сферы Приморского края. Стратегия является базовым документом, определяющим социально-экономическую политику Администрации Приморского края и органов исполнительной власти Приморского края на долгосрочную перспективу.
С 2009 года в Приморском крае идет подготовка к проведению саммита в рамках форума "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество", который состоится в городе Владивостоке в 2012 году (далее - саммит АТЭС-2012). На 23 объектах трудятся более 20 тыс. человек. Среди работающих жители Приморского края составляют 40 процентов, прибывшие из других регионов Российской Федерации – 30 процентов, иностранные граждане – 30 процентов.
В Приморском крае до 2020 года планируется реализовать 30 приоритетных инвестиционных проектов. Всего выделено шесть основных направлений развития Приморского края.
Первое направление - комплекс по транспортировке и переработке углеводородного сырья. Включает в себя нефтеперерабатывающий завод открытого акционерного общества (далее – ОАО) "Роснефть", а также проекты ОАО "Транснефть": строительство трубопроводной системы "Восточная Сибирь – Тихий океан" (далее – ВСТО-2) по территории Приморского края и расширение специализированного морского нефтеналивного порта "Козьмино" в рамках вышеуказанного проекта. Также это строительство магистрального газопровода "Сахалин-Хабаровск-Владивосток" и строительство завода сжиженного природного газа, а также строительство газохимического завода и производства минеральных удобрений – эти проекты будет реализовывать ОАО "Газпром".
Второе направление - энергопроизводственный комплекс. Включает реконструкцию Партизанской государственной районной электростанции (далее – ГРЭС), строительство Находкинской и Уссурийской тепловой электростанции (далее – ТЭЦ) – силами РАО ЕЭС Востока, перевод на сжигание природного газа объектов энергетики города Владивостока: Владивостокской ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2, теплоцентраль "Северная", установка на Владивостокской ТЭЦ-2 и центральной пароводяной бойлерной газотурбинных установок суммарной мощностью 230 МВт. В период до 2012 года для увеличения перетока электрической мощности с гидроэлектростанций Дальнего Востока будет завершено строительство кольца линий электропередач 500 кВ "Чугуевка-Находка-Владивосток" на юге Приморского края.
Третье направление - формирование Владивостокской агломерации. Планируется создание городского конгломерата Владивосток-Артем-Уссурийск с населением около миллиона человек. Будет построена скоростная железная дорога Владивосток-Уссурийск, предусмотрена комплексная застройка острова Русский как рекреационной зоны, а также развитие жилищного строительства, в том числе для военнослужащих. Предусмотрено создание игорной зоны.
Четвертое направление - транспортно-логистический кластер. В него входят модернизация портов Приморского края, строительство и реконструкция автодорог, создание особой экономической зоны портового типа в порту Восточный.
Пятое направление - морской кластер, включающий в себя два проекта. Первый проект – создание судостроительного субхолдинга – Дальневосточного центра судостроения и судоремонта, который уже полностью сформирован и приступил к работе. Второй проект – создание морского кластера и судоходной компании.
Шестое направление - развитие базовых секторов экономики. До 2012 года 42,5 млрд рулей пойдет на развитие агропромышленного, лесопромышленного, рыбохозяйственного, горнопромышленного и машиностроительного комплексов края.
Реализация инвестиционных проектов в Приморском крае позволит создать около 74 тыс. новых рабочих мест.
1.2.Общеэкономические тенденции развития
В 2005-2009 годах Приморский край развивается опережающими темпами в сравнении с темпами роста экономики Российской Федерации как по показателям реального сектора, так и по социальным показателям - реальные денежные доходы и реальная заработная плата.
Сравнение динамики показателей социально-экономического развития
Российской Федерации и Приморского края в 2009 году
в процентах к 2008 году