Наименование Программы | долгосрочная областная целевая программа "Оказание содействия добровольному переселению в Смоленскую область соотечественников, проживающих за рубежом, на 2013 - 2018 годы" |
Основания разработки Программы | |
Заказчики Программы | Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области (далее также - Департамент занятости); |
Разработчики Программы | Департамент государс твенной службы занятости населения Смоленской области; |
Дата согласования проекта Программы Правительством Российской Федерации | распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.07.2013 N 1261-р |
Уполномоченный орган исполнительной власти Смоленской области, ответственный за реализацию Программы (далее - уполномоченный орган) | Департамент государственной службы занятости населения Смоленской области |
Цель Программы | стимулирование и организация процесса добровольного переселения соотечественников, проживающих за рубежом (далее также - соотечественники), на постоянное место жительства в Смоленскую область, а также компенсация естественной убыли населения как в Смоленской области в целом, так и в отдельных муниципальных образованиях Смоленской области |
Задачи Программы | нормативно-правовое регулирование процесса добровольного переселения соотечественников в Смоленскую область; |
Исполнители основных | органы исполнительной власти Смоленской области; |
Этапы и сроки реализации Программы | 2013 - 2018 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | общий объем финансирования Программы - 12324,9 тыс. рублей - средства областного бюджета Смоленской области, в том числе по годам: |
Основные показатели эффективности Программы | доля расходов бюджета Смоленской области на реализацию предусмотренных Программой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам, предоставлением им временного жилья и оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем размере расходов областного бюджета на реализацию предусмотренных Программой мероприятий , в том числе по годам : |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | численность согласованных заявлений соотечественников не менее 3 200, в том числе по годам: |
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Смоленской области на долгосрочную перспективу (до 2020 года), утвержденной постановлением Администрации Смоленской области от 26 ноября 2007 года N 418, ключевыми преимуществами Смоленской области в конкуренции с другими регионами России за приток прямых инвестиций могут стать:
- близость к московскому рынку и попадание значительной части территории Смоленской области в 300-километровую зону, прилегающую к Москве и являющуюся одной из наиболее экономически благоприятных;
- коммуникационная доступность территории; наличие относительно дешевых ресурсов (земли и рабочей силы);
- благоприятная для реализации новых проектов инвестиционная среда, позитивное отношение к инвесторам со стороны населения и представителей политических и деловых элит.
Наиболее динамично развивающимися, привлекательными и востребованными у инвесторов являются территории муниципального образования "Велижский район", муниципального образования "Вяземский район" Смоленской области, муниципального образования "Гагаринский район" Смоленской области, муниципального образования "Глинковский район" Смоленской области, муниципального образования "Демидовский район" Смоленской области, муниципального образования "Духовщинский район" Смоленской области, муниципального образования "Дорогобужский район" Смоленской области, муниципального образования - Ершичский район Смоленской области, муниципального образования "Кардымовский район" Смоленской области, муниципального образования "Краснинский район" Смоленской области, муниципального образования "Монастырщинский район" Смоленской области, муниципального образования "Починковский район" Смоленской области, муниципального образования "Рославльский район" Смоленской области, муниципального образования Руднянский район Смоленской области, муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области, муниципального образования "Темкинский район" Смоленской области, муниципального образования "Холм-Жирковский район" Смоленской области, муниципального образования "Шумячский район" Смоленской области, муниципального образования "Ярцевский район" Смоленской области, которые расположены на основных магистралях, связывающих г. Москву и г. Смоленск со странами Европы и Прибалтики.
Территории указанных муниципальных образований Смоленской области являются территорией вселения участников Программы в рамках реализации проекта переселения "Транзитная агропромышленная зона"
Территория вселения в рамках реализации проекта переселения "Транзитная агропромышленная зона" является приграничной и граничит с Республикой Беларусь, а также имеет отрицательное значение изменения численности населения по итогам года на протяжении последних трех лет.
(абзац в ред постановления Администрации Смоленской области от 09.10.2013 N 752,НГР:RU67000201300493)
Программа будет разработана на основе прогноза социально-экономического развития Смоленской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Он разработан на основе одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, а также ориентиров и приоритетов региональной экономической политики.
Прогноз определяет основные направления и экономические параметры развития региона и является исходным документом для подготовки проекта областного бюджета на 2013 - 2015 годы. При его разработке учтены прогнозные материалы органов исполнительной власти Смоленской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области.
В 2013 - 2015 годах будет наблюдаться тенденция сокращения численности населения в трудоспособном возрасте, а это не только количественное сокращение, но и его качественное ухудшение, т.е. старение активной части населения. Данное демографическое ограничение приведет к уменьшению численности трудовых ресурсов.
По оценке в 2013 году численность трудовых ресурсов Смоленской области составит 622,42 тыс. человек, численность занятых в экономике - 495,66 тыс. человек.
По прогнозной оценке к 2015 году численность трудовых ресурсов составит 621,28 тыс. человек, занятых в экономике - 496,38 тыс. человек.
Повышение спроса на рабочую силу предприятий и организаций будет способствовать снижению уровня безработицы. Общая численность безработных снизится с 38,4 тыс. человек в 2013 году до 37,2 тыс. человек в 2014 году и далее до 35,3 тыс. человек в 2015 году.
Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) в 2013 году составит 7 процентов (в 2012 г. - 7,2 процента) и к 2015 году сократится до 6,7 процента экономически активного населения.
Уровень регистрируемой безработицы в среднем по Смоленской области также имеет тенденцию к снижению и составит по оценке в 2013 году 1,4 процента, в 2014 году - 1,3 процента, в 2015 году – 1,3 процента экономически активного населения.
Коэффициент напряженности снизится с 1,3 человека в 2013 году до 0,9 человека в 2014 году и по итогам 2015 года составит 0,85 человека на одну заявленную вакансию.
В 2011 году среднегодовая численность постоянного населения Смоленской области составила 981,7 тыс. человек. Число смолян сократилось в 2011 году на 2,4 тыс. человек, или на 0,24 процента. По оценке численность постоянного населения Смоленской области на 1 января 2012 года составила 980,5 тыс. человек, из которых 711,7 тыс. человек (72,6 процента) горожане и 268,8 тыс. человек (27,4 процента) сельские жители.
Оценка ближайших перспектив демографического развития Смоленской области указывает на дальнейшее устойчивое и долговременное сокращение населения. Согласно прогнозной оценке к 2016 году население сократится до 926 тыс. человек. Негативные изменения следует ожидать в возрастной структуре населения. Население рабочего возраста будет заметно сокращаться не только за счет умирающих, но и за счет убыли, обусловленной сменой поколений (малочисленных 90-х годов рождения и многочисленных, родившихся в послевоенный период). В итоге к началу 2016 года численность трудоспособного населения сократится примерно на 65 тыс. человек, или более чем на 10 процентов.
В прогнозном периоде в результате роста рождаемости детей в возрасте от 1 до 6 лет будет происходить увеличение числа детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения. За период с 2012 по 2015 год прогнозируется увеличение численности детей в дошкольных образовательных учреждениях с 35,2 до 39 тыс. человек.
В целях улучшения демографической ситуации в Смоленской области выплачивается компенсация части родительской платы за содержание детей в дошкольных учреждениях.
На повышение доступности и качества дошкольного образования в Смоленской области, сохранение и расширение сети дошкольных образовательных учреждений направлена реализация долгосрочной областной целевой программы "Развитие дошкольного образования в Смоленской области" на 2011 - 2015 годы. В ее рамках планируется ввести 3,5 тыс. мест для детей дошкольного возраста.
В плане основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 1 150-летия основания г. Смоленска, запланированы строительство дошкольной прогимназии на 240 мест в микрорайоне Кловка и ее введение в эксплуатацию в 2013 году. В Ершичском и Вяземском районах ведется строительство детских садов.
В настоящее время в Смоленской области функционирует 445 школ и школ-интернатов всех типов и видов с контингентом учащихся 79,87 тыс. человек, в том числе общеобразовательных школ-интернатов - 5, школ и школ-интернатов для детей с ограниченными возможностями здоровья – 14, санаторно-лесных школ – 1, прогимназия "Полянка", общеобразовательных школ – 425, вечерних школ – 11, православных гимназий – 2. Из общего количества учреждений 418 являются муниципальными общеобразовательными школами, в том числе 250 – полных (средних), 151 – основная, 10 – начальных школ, 7 - вечерних школ.
В связи с уменьшением численности учащихся в 2012 году и низкой наполняемостью классов идет процесс закрытия и реорганизации общеобразовательных школ.