Недействующий

Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Дети Смоленщины" на 2011-2015 годы

Паспорт подпрограммы "Право ребенка на семью"


Наименование
 подпрограммы

подпрограмма "Право ребенка на семью"

Основание для разработки подпрограммы

Федеральный закон от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"

Заказчик подпрограммы

Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи
 (позици я в редакции постановления Администрации Смоленской области от 19.07.2013 N 556 НГР RU 67000201300354 )

Разработчики
 подпрограммы

Департамент Смоленской области по образованию и науке, Департамент Смоленской области по социальному развитию, Департамент Смоленской области по здравоохранению, Аппарат Администрации Смоленской области

Цель и задача подпрограммы

цель подпрограммы - создание межведомственной системы профилактики социального сиротства, устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью.
 Задачи подпрограммы:
  - повышение  уровня  квалификации  специалистов, работающих с неблагополучными семьями, создание системы ранней и докризисной профилактики социального сиротства;

  - развитие служб информационно-консультационной помощи детям, молодежи и семье;

  - развитие форм семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  -  поддержка  и развитие  детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

Целевые показатели подпрограммы (в ред постановления Администрации Смоленской области  от 25.04.2011.N 240,НГР: RU 67000201100162)

- увеличение числа специалистов, работающих с неблагополучными семьями, повысивших уровень квалификации посредством участия в конференциях, семинарах, "круглых столах" по вопросам профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия;

 - увеличение числа семей, получивших информационно-консультативную помощь в органах управления системой социального обслуживания Смоленской области и детских областных государственных учреждениях социального обслуживания, до 50 процентов от общего числа семей с детьми, проживающих в Смоленской области;

 -  снижение количества семей группы риска на 0,2 процента;

  -  снижение количества  детей из семей группы риска, направляемых в областные государственные образовательные учреждения,  на 0, 5 процента;

  - увеличение количества детей, переданных на воспитание в семью, до 75 процентов от числа выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

 - снижение на 2 процента общего количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Сроки и этапы реализации подпрограммы

2011 - 2015 годы
 (этапы не выделяются)

Объем и источник финансирования подпрограммы
 (позиция в редакции постановлений Администрации Смоленской области от 28.10.2011 N 690,НГР: RU 67000201100505 , от 02.12.2011 N 787 НГР RU 67000201100573 , от 02.12.2011 N 787 НГР RU 67000201100573 , от 27.06.2012 N 399 НГР: RU 67000201200342 )

общий объем финансирования подп рограммы составляет 43,045  млн. рублей. Подпрограмма финансируется за счет средств областного бюджета

ее решения программно-целевым методом

Анализ ситуации показывает, что в Смоленской области отмечается негативная социальная тенденция к увеличению количества семей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете в органах социального обслуживания Смоленской области. Так, по состоянию на 1 января 2009 года на учете в отделах (секторах) социальной защиты населения в городах и районах Смоленской области состояло 9 261 семья указанной категории (на 213 семей больше, чем на 1 января 2008 года).

В семьях группы риска проживает 14 029 детей (на 411 детей больше по сравнению с 1 января 2008 года).

Увеличивается количество несовершеннолетних, помещаемых в стационарные и полустационарные отделения детских областных государственных учреждений социального обслуживания. В 2009 году в стационарных отделениях и отделениях дневного пребывания указанных учреждений прошли комплексную социальную реабилитацию 3 327 несовершеннолетних (в 2008 году - 2 820 несовершеннолетних), 8 995 детей и подростков получили помощь в отделениях социального патронажа, консультационных и других нестационарных отделениях (в 2008 году - 5 094). Социальная помощь была оказана 9 783 семьям, что на 3 021 семью больше, чем в 2008 году.

По данным статистической отчетности, на 01.01.2009 в Смоленской области общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляло 4 809. В 2009 году их число уменьшилось на 11,8 процента и составило 4 241 человек. Это объясняется как общим уменьшением детского населения в Смоленской области, так и улучшением качества профилактической работой с кризисными семьями, которую проводят уполномоченные службы, в том числе органы опеки и попечительства.

Снижается и количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявляемых в муниципальных образованиях Смоленской области. В 2008 году было выявлено и учтено 1 003 ребенка данной категории, в 2009 году - 866 детей. При этом следует учитывать, что более 80 процентов выявленных детей - это социальные сироты.

В 2009 году под опеку в семьи был передан 681 ребенок, это составляет 78,6 процента от числа выявленных (в 2008 году - 863 ребенка, или 86 процентов от числа выявленных). Одной из причин снижения количества детей, переданных на воспитание в семьи, является то, что в школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детском доме основной контингент составляют дети подросткового возраста и дети, которые по состоянию здоровья не могут быть переданы в семьи.

Несколько увеличилось количество кандидатов в замещающие семьи. Региональным оператором, муниципальными органами опеки и попечительства в 2009 году поставлено на учет 134 кандидата в замещающие родители (в 2008 году - 112).

Нет значительного уменьшения количества родителей, лишенных родительских прав, и, соответственно, количества детей, в отношении которых родители лишены родительских прав. Так, в 2008 году 518 родителей были лишены родительских прав в отношении 560 детей, в 2009 году - 503 родителя в отношении 588 детей, ограничены в правах 68 родителей, в 2009 году – 62, восстановлены в родительских правах в 2008 году 15 родителей, в 2009 году - 30.

Возвращено родителям в 2008 году 46 детей, в 2009 году - 115 (в 2,5 раза больше).

В связи с этим приоритетным направлением деятельности органов системы профилактики по защите прав и интересов детей, в том числе права ребенка на семью, должна стать организация профилактической работы с семьями и детьми (в первую очередь с семьями, находящимися в социально опасном положении), предусматривающая создание условий для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребенка в его родной семье.

Создание единой межведомственной системы выявления и учета семей группы риска по социальному сиротству необходимо для проведения высокоэффективной профилактической работы с неблагополучными семьями.

Тесное взаимодействие органов власти обеспечит право ребенка жить и воспитываться в семье.

Необходимо обеспечить эффективную координацию между различными ведомствами по оказанию помощи нуждающимся, чтобы не допустить утраты ребенком родительского попечения, изъятия его из семьи.

Опыт показывает, что использование программно-целевого подхода к реализации политики в отношении семьи и детей в настоящее время является необходимым для решения существующих проблем.

Предлагаемый комплекс мер по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия нацелен на улучшение положения детей, реализацию права детей жить и воспитываться в семье.