Наименование | подпрограмма "Право ребенка на семью" |
Основание для разработки подпрограммы | |
Заказчик подпрограммы | Департамент Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи |
Разработчики | Департамент Смоленской области по образованию и науке, Департамент Смоленской области по социальному развитию, Департамент Смоленской области по здравоохранению, Аппарат Администрации Смоленской области |
Цель и задача подпрограммы | цель подпрограммы - создание межведомственной системы профилактики социального сиротства, устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. |
Целевые показатели подпрограммы (в ред постановления Администрации Смоленской области от 25.04.2011.N 240,НГР: RU 67000201100162) | - увеличение числа специалистов, работающих с неблагополучными семьями, повысивших уровень квалификации посредством участия в конференциях, семинарах, "круглых столах" по вопросам профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия; |
Сроки и этапы реализации подпрограммы | 2011 - 2015 годы |
Объем и источник финансирования подпрограммы | общий объем финансирования подп рограммы составляет 43,045 млн. рублей. Подпрограмма финансируется за счет средств областного бюджета |
ее решения программно-целевым методом
Анализ ситуации показывает, что в Смоленской области отмечается негативная социальная тенденция к увеличению количества семей, находящихся в социально опасном положении и состоящих на учете в органах социального обслуживания Смоленской области. Так, по состоянию на 1 января 2009 года на учете в отделах (секторах) социальной защиты населения в городах и районах Смоленской области состояло 9 261 семья указанной категории (на 213 семей больше, чем на 1 января 2008 года).
В семьях группы риска проживает 14 029 детей (на 411 детей больше по сравнению с 1 января 2008 года).
Увеличивается количество несовершеннолетних, помещаемых в стационарные и полустационарные отделения детских областных государственных учреждений социального обслуживания. В 2009 году в стационарных отделениях и отделениях дневного пребывания указанных учреждений прошли комплексную социальную реабилитацию 3 327 несовершеннолетних (в 2008 году - 2 820 несовершеннолетних), 8 995 детей и подростков получили помощь в отделениях социального патронажа, консультационных и других нестационарных отделениях (в 2008 году - 5 094). Социальная помощь была оказана 9 783 семьям, что на 3 021 семью больше, чем в 2008 году.
По данным статистической отчетности, на 01.01.2009 в Смоленской области общее число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляло 4 809. В 2009 году их число уменьшилось на 11,8 процента и составило 4 241 человек. Это объясняется как общим уменьшением детского населения в Смоленской области, так и улучшением качества профилактической работой с кризисными семьями, которую проводят уполномоченные службы, в том числе органы опеки и попечительства.
Снижается и количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявляемых в муниципальных образованиях Смоленской области. В 2008 году было выявлено и учтено 1 003 ребенка данной категории, в 2009 году - 866 детей. При этом следует учитывать, что более 80 процентов выявленных детей - это социальные сироты.
В 2009 году под опеку в семьи был передан 681 ребенок, это составляет 78,6 процента от числа выявленных (в 2008 году - 863 ребенка, или 86 процентов от числа выявленных). Одной из причин снижения количества детей, переданных на воспитание в семьи, является то, что в школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и детском доме основной контингент составляют дети подросткового возраста и дети, которые по состоянию здоровья не могут быть переданы в семьи.
Несколько увеличилось количество кандидатов в замещающие семьи. Региональным оператором, муниципальными органами опеки и попечительства в 2009 году поставлено на учет 134 кандидата в замещающие родители (в 2008 году - 112).
Нет значительного уменьшения количества родителей, лишенных родительских прав, и, соответственно, количества детей, в отношении которых родители лишены родительских прав. Так, в 2008 году 518 родителей были лишены родительских прав в отношении 560 детей, в 2009 году - 503 родителя в отношении 588 детей, ограничены в правах 68 родителей, в 2009 году – 62, восстановлены в родительских правах в 2008 году 15 родителей, в 2009 году - 30.
Возвращено родителям в 2008 году 46 детей, в 2009 году - 115 (в 2,5 раза больше).
В связи с этим приоритетным направлением деятельности органов системы профилактики по защите прав и интересов детей, в том числе права ребенка на семью, должна стать организация профилактической работы с семьями и детьми (в первую очередь с семьями, находящимися в социально опасном положении), предусматривающая создание условий для своевременного выявления и коррекции проблем на ранней стадии семейного неблагополучия, сохранения ребенка в его родной семье.
Создание единой межведомственной системы выявления и учета семей группы риска по социальному сиротству необходимо для проведения высокоэффективной профилактической работы с неблагополучными семьями.
Тесное взаимодействие органов власти обеспечит право ребенка жить и воспитываться в семье.
Необходимо обеспечить эффективную координацию между различными ведомствами по оказанию помощи нуждающимся, чтобы не допустить утраты ребенком родительского попечения, изъятия его из семьи.
Опыт показывает, что использование программно-целевого подхода к реализации политики в отношении семьи и детей в настоящее время является необходимым для решения существующих проблем.
Предлагаемый комплекс мер по профилактике социального сиротства и семейного неблагополучия нацелен на улучшение положения детей, реализацию права детей жить и воспитываться в семье.