АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2013 года N 48
Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Смоленской области" на 2013 - 2015 годы
(в редакции постановлений Администрации Смоленской области
от 08.04.2013 N 240, НГР:RU67000201300169)
от 20.05.2013 N 383, НГР:RU67000201300222)
от 23.10.2013 N 804, НГР:RU67000201300512,
от 25.12.2013 N 1052, НГР RU67000201300707)
(признано утратившим силу постановлением Администрации Смоленской области от 27.01.2014 N 21, НГР:Ru67000201400013)
В целях развития в Смоленской области отрасли специализированного мясного скотоводства и производства высококачественной говядины
Администрация Смоленской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Развитие мясного скотоводства в Смоленской области" на 2013 - 2015 годы (далее также - Программа).
2. Признать утратившими силу:
- постановление Администрации Смоленской области от 30.09.2011 N 593 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Смоленской области" на 2011 - 2020 годы";
- постановление Администрации Смоленской области от 07.11.2011 N 718 "О внесении изменений в долгосрочную областную целевую программу "Развитие мясного скотоводства в Смоленской области" на 2011 - 2020 годы";
- постановление Администрации Смоленской области от 27.09.2012 N 701 "О внесении изменений в долгосрочную областную целевую программу "Развитие мясного скотоводства в Смоленской области" на 2011 - 2020 годы";
- постановление Администрации Смоленской области от 15.10.2012 N 755 "О внесении изменений в долгосрочную областную целевую программу "Развитие мясного скотоводства в Смоленской области" на 2011 - 2020 годы";
- постановление Администрации Смоленской области от 22.11.2012 N 892 "О внесении изменений в долгосрочную областную целевую программу "Развитие мясного скотоводства в Смоленской области" на 2011 - 2020 годы";
- постановление Администрации Смоленской области от 18.12.2012 N 1006 "О внесении изменений в долгосрочную областную целевую программу "Развитие мясного скотоводства в Смоленской области" на 2011 - 2020 годы";
- постановление Администрации Смоленской области от 17.01.2013 N 4 "О внесении изменений в долгосрочную областную целевую программу "Развитие мясного скотоводства в Смоленской области" на 2011 - 2020 годы".
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, за исключением положений, указанных в абзаце втором настоящего пункта.
Положения Программы в части, касающейся 2014 и 2015 годов, вступают в силу соответственно с 1 января 2014 года и 1 января 2015 года и подлежат учету в проекте областного закона "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Губернатор
Смоленской области А.В. Островский
ДОЛГОСРОЧНАЯ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие мясного скотоводства в Смоленской области" на 2013-2015 годы
Наименование Программы | долгосрочная областная целевая программа "Развитие мясного скотоводства в Смоленской области" на 2013 - 2015 годы |
Основание для разработки Программы | Федеральный закон от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах органи зации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; |
Заказчик Программы | Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию |
Разработчик Программы | Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию |
Цель и задачи Программы | целью Программы является создание и развитие в Смоленской области отрасли специализированного мясного скотоводства и увеличение производства высококачественной говядины. |
Целевой показатель Программы | - увеличение производства высококачественной говядины от мясного скота в живом весе с 300 тонн в 2012 году до 700 тонн в 2015 году |
Сроки и этапы реализации Программы | 2013 - 2015 годы |
Объем и источники финансирования Программы | общий объем финансирования Программы составляет 208,074 млн. рублей, в том числе: |
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программно-целевым методом
Мясной подкомплекс является одной из важнейших составляющих агропромышленного комплекса и имеет большое значение для обеспечения занятости населения и снабжения его мясом.
Несмотря на стабилизацию и рост производства мяса потребность населения России в мясных продуктах за счет собственного производства обеспечивается на 73 процента, страна продолжает оставаться крупнейшим импортером мяса и мясной продукции, что наносит ущерб ее экономике. Удельный вес России в мировом производстве мяса значительно ниже ее потенциала и составляет около 2 процентов.
Мясное сырье зарубежного происхождения часто ввозится в Россию с недостаточными качественными и санитарно-гигиеническими характеристиками. Контроль за использованием при производстве говядины кормов из генетически модифицированных организмов и запрещенных в России добавок, а также ветеринарный контроль за распространенными за рубежом заболеваниями животных с длительными периодами латентности практически невозможен. Дальнейшее наращивание поставок мяса по импорту и их превращение в основной источник товарного наполнения отечественного мясного рынка в условиях мирового продовольственного кризиса и резкого повышения цен чреваты непредсказуемыми последствиями.
Недопустимо низкая в целом по России доля мясного скота в общем поголовье крупного рогатого скота и объемы производства говядины на уровне 1,5 - 2 процентов означают необходимость фактически заново создавать эту отрасль.
Специализированное мясное скотоводство не является традиционной отраслью для Смоленской области. Однако в связи с современными требованиями к сырьевой базе оно играет большую роль в обеспечении занятости населения и снабжении его высококачественным мясом.
Количественные показатели поголовья сельскохозяйственных животных и объемов производства мяса в Смоленской области приведены в таблице 1.
Таблица 1
N п/п | Показатель | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | Соотношение показателя 2012 года к показателю 2009 года |
1. | Поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных предприятиях | 100,5 тыс. голов | 102,2 тыс. голов | 104,4 тыс. голов | 103 тыс. голов | 102,5% |
2. | Поголовье специализированного мясного скота в сельскохозяйственных предприятиях | 300 голов | 1 423 голов | 3 500 голов | 4 163 голов | в 13,9 раз |
3. | Валовое производство говядины в живом весе в сельскохозяйственных | 9 | 8,7 тыс. тонн | 9,9 тыс. тонн | 10,5 тыс. тонн | 116,6% |
4. | Производство говядины в убойном весе на душу населения | 5,5 кг | 5,3 кг | 5,9 кг | 6,3 кг | 114,5% |
5. | Покупка молодняка интенсивных мясных пород | 200 | - | 573 | - | - |
Смоленская область располагает большими площадями естественных кормовых угодий и неиспользуемой пашни и издавна считается традиционной зоной разведения крупного рогатого скота молочно-мясных пород. Говядину в регионе получают от убоя сверхремонтного молодняка и выбракованных коров молочных и комбинированных пород.
Сбалансированное производство молока и говядины можно обеспечить только при оптимальном соотношении интенсивного молочного и мясного скотоводства. Удельный вес мясного скота в общей структуре пород крупного рогатого скота в Смоленской области на сегодняшний день незначительный.
Использование обширных и дешевых естественных пастбищ, выращивание мясных телят на подсосе позволяет получать экологически чистую, высокопитательную говядину, пользующуюся повышенным потребительским спросом.
В общей структуре валового производства мяса в Смоленской области говядина занимает 48,5 процента, и только около 3 процентов - это мясо, полученное от скота специализированных мясных пород.
На территории региона нет районированных пород мясного скота, поэтому предпочтение отдается породам, разводимым в западных странах, в частности лимузинской, абердин-ангусской, герефордской, шароле и галловейской.
Общая численность мясного скота в хозяйствах Смоленской области на конец 2012 года составляет 4 163 головы, в том числе 1 595 коров. Племенная база на 01.01.2013 отсутствует, однако в хозяйствах ведется зоотехнический и племенной учет. К 2014 году планируется получение статуса племенного репродуктора по разведению абердин-ангусской породы крупного рогатого скота обществом с ограниченной ответственностью "Агрис" (муниципальное образование "Сычевский район" Смоленской области) и племенного репродуктора по разведению галловейской породы крупного рогатого скота обществом с ограниченной ответственностью Племенной центр "Смоленский галловей" (муниципальное образование "Угранский район" Смоленской области).
Ускоренное развитие мясного скотоводства следует рассматривать как проблему государственного значения, решение которой позволит в перспективе научно обоснованно удовлетворять платежеспособный спрос на говядину за счет отечественного производства.
Для создания масштабной отрасли специализированного мясного скотоводства в Смоленской области имеется важный ресурс - наличие 334 тыс. гектаров естественных кормовых угодий.
Рациональность выбора приоритетного развития специализированного мясного скотоводства обусловлена следующим.
Основным источником производства говядины в Смоленской области в настоящее время являются выбракованные коровы и откормочный контингент молочных стад, на долю которых приходится 96 процентов этого вида мяса.
Откормочный контингент молочных стад в перспективе увеличится, но ресурсы интенсификации его использования не могут в полной мере обеспечить потребности в высококачественной говядине в ближайшие 5 - 10 лет.
Интерес к мясному скотоводству в Смоленской области повысился в 2011 году. Этому целесообразно придать устойчивый характер для достижения стратегической цели.
Главными препятствиями на пути реализации имеющегося потенциала устойчивого развития конкурентоспособного мясного скотоводства являются:
- низкая доля скота мясного направления продуктивности;
- недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли в фазе репродукции поголовья и откорма молодняка.
Согласно экспертной оценке современное специфическое технологическое оборудование по уходу за мясным скотом (расколы с фиксаторами животных, рабочие площадки, весовое хозяйство, огораживание пастбищ проволокой для эффективного их использования) имеют всего 1,5 - 2 процента мясных ферм и то не по всем позициям. Практически во всех действующих откормочных предприятиях применяется неэффективная технология: содержание молодняка в капитальных помещениях и оснащение энергоемким оборудованием для раздачи кормов и уборки навоза.
Содержание мясных коров с телятами в облегченных помещениях и на открытых площадках, а откормочного молодняка - на открытых откормочных площадках типа североамериканских фидлотов применяется не более чем на 5 процентах животноводческих объектов. Нерешенность этой проблемы приводит к нежелательному удорожанию производства говядины;
- неудовлетворительное состояние и использование естественных кормовых угодий;
- низкая экономическая мотивация сельскохозяйственных производителей в откорме скота и производстве мяса.
Такое состояние мясного скотоводства обусловлено рядом объективных причин, имеющих системный характер, а именно:
- низкой долей численности скота мясного направления продуктивности, в том числе племенного, в результате запрета на его ввоз из Европы;
- экстенсивной технологией откорма и реализацией крупного рогатого скота на мясо с низкой живой массой (около 200 кг вместо 450 - 500 кг). Государственная поддержка откорма мясного и помесного молодняка, полученного в молочных стадах, до живой массы свыше 400 кг обеспечит решение проблемы увеличения производства высококачественной говядины, предназначенной для розничной продажи в свежем виде, и в некоторой степени будет стимулировать промышленное скрещивание, необходимое для увеличения откормочного контингента;
- отсутствием экономической мотивации у сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Низкая экономическая эффективность отрасли в определенной степени обусловлена и низкими зоотехническими показателями, такими как:
- выход телят (менее 80 процентов вместо 85 - 90 процентов, необходимых для рентабельного ведения мясного скотоводства);
- привесы молодняка на откорме (ниже 400 г при желательных 800 - 1 200 г).
Сдерживающим фактором в решении проблемы рентабельности мясного скотоводства являются неурегулированные экономические отношения в цепочке "сельскохозяйственный производитель - мясоперерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля".
Важным условием успешного развития специализированного мясного скотоводства является формирование рынка высококачественной говядины в свежем, то есть в незамороженном и непереработанном виде.
Объективная необходимость участия государства в развитии мясного скотоводства и производстве говядины обусловлена:
- биологическими особенностями крупного рогатого скота по сравнению со скороспелыми отраслями (свиноводством и птицеводством), в силу которых производственный цикл получения теленка и его откорма до высоких весовых кондиций составляет более полутора лет;
- необходимостью кредитования хозяйств в целях создания новых ферм и увеличения поголовья скота в течение минимум трех лет до поступления первой товарной (или племенной) продукции;
- низкой конверсией корма в привес (6-7: 1) по сравнению с откормом свиней (3,6: 1) и бройлеров (1,8: 1) и потребностью для получения 1 кг говядины не менее 5 - 6 кг концентрированных кормов, из-за чего рентабельность откорма скота в значительной степени зависит от цен на зерно.
Программа призвана стать инструментом реализации стратегии устойчивого развития специализированного мясного скотоводства в Смоленской области и достижения независимости от импорта в снабжении населения говядиной, что отвечает приоритетным целям развития агропромышленного комплекса России в целом и Смоленской области в частности.