Недействующий

АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 февраля 2013 года N 48

Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Смоленской области" на 2013 - 2015 годы

(в редакции постановлений Администрации Смоленской области
от 08.04.2013 N 240, НГР:RU67000201300169)

от 20.05.2013 N 383, НГР:RU67000201300222)

от 23.10.2013 N 804, НГР:RU67000201300512,

от 25.12.2013 N 1052, НГР RU67000201300707)

(признано утратившим силу постановлением Администрации Смоленской области от 27.01.2014 N 21, НГР:Ru67000201400013)

В целях развития в Смоленской области отрасли специализированного мясного скотоводства и производства высококачественной говядины

Администрация Смоленской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую долгосрочную областную целевую программу "Развитие мясного скотоводства в Смоленской области" на 2013 - 2015 годы (далее также - Программа).

2. Признать утратившими силу:

- постановление Администрации Смоленской области от 30.09.2011 N 593 "Об утверждении долгосрочной областной целевой программы "Развитие мясного скотоводства в Смоленской области" на 2011 - 2020 годы";

- постановление Администрации Смоленской области от 07.11.2011 N 718 "О внесении изменений в долгосрочную областную целевую программу "Развитие мясного скотоводства в Смоленской области" на 2011 - 2020 годы";

- постановление Администрации Смоленской области от 27.09.2012 N 701 "О внесении изменений в долгосрочную областную целевую программу "Развитие мясного скотоводства в Смоленской области" на 2011 - 2020 годы";

- постановление Администрации Смоленской области от 15.10.2012 N 755 "О внесении изменений в долгосрочную областную целевую программу "Развитие мясного скотоводства в Смоленской области" на 2011 - 2020 годы";

- постановление Администрации Смоленской области от 22.11.2012 N 892 "О внесении изменений в долгосрочную областную целевую программу "Развитие мясного скотоводства в Смоленской области" на 2011 - 2020 годы";

- постановление Администрации Смоленской области от 18.12.2012 N 1006 "О внесении изменений в долгосрочную областную целевую программу "Развитие мясного скотоводства в Смоленской области" на 2011 - 2020 годы";

- постановление Администрации Смоленской области от 17.01.2013 N 4 "О внесении изменений в долгосрочную областную целевую программу "Развитие мясного скотоводства в Смоленской области" на 2011 - 2020 годы".

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, за исключением положений, указанных в абзаце втором настоящего пункта.

Положения Программы в части, касающейся 2014 и 2015 годов, вступают в силу соответственно с 1 января 2014 года и 1 января 2015 года и подлежат учету в проекте областного закона "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".

Губернатор

Смоленской области А.В. Островский

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Администрации
Смоленской области
от 13.02.2013 N 48

ДОЛГОСРОЧНАЯ ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие мясного скотоводства в Смоленской области" на 2013-2015 годы

Смоленск 2013

Паспорт Программы


Наименование Программы

долгосрочная областная целевая программа "Развитие  мясного скотоводства в Смоленской области" на 2013 - 2015 годы

Основание для разработки Программы
 (в редакции постановления Администрации Смоленской области от 08.04.2013 N 240,НГР: Ru 67000201300169 )

Федеральный закон от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах органи зации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";

 Федеральный закон от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства";

 -постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы"

Заказчик Программы

Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию

Разработчик Программы

Департамент Смоленской области по сельскому хозяйству и продовольствию

Цель и задачи Программы

целью Программы является создание и развитие в Смоленской области отрасли специализированного мясного скотоводства и увеличение производства высококачественной говядины.
 Задачи Программы:
 - увеличение поголовья скота специализированных мясных пород;

 - создание специализированных откормочных площадок молодняка крупного рогатого ск ота

Целевой показатель Программы

- увеличение производства высококачественной говядины от мясного скота в живом весе с 300 тонн в 2012 году до 700 тонн в 2015 году

Сроки и этапы реализации Программы

2013 - 2015 годы

Объем и источники финансирования Программы
 (в редакции постановлений Администрации Смоленской области от 23.10.2013N 804,НГР : RU 67000201300512 , от 25.12.2013 N 1052 НГР RU 67000201300707 )

общий объем финансирования Программы составляет 208,074 млн. рублей, в том числе:
 - средства областного бюджета - 24,619 млн. рублей;

 - средства федерального бюджета - 3,455 млн. рублей
 - средства внебюджетных источников - 180 млн. рублей.
 В том числе по годам:
 - 2013 год:
 - всего - 71,824 млн. рублей, в том числе:
 - средства областного бюджета - 8,369 млн. рублей;

 - средства федерального бюджета - 3,455 млн. рублей
 - средства внебюджетных источников - 60 млн. рублей;

 - 2014 год:
 - всего - 67,75 млн. рублей, в том числе:
 - средства областного бюджета - 7,75 млн. рублей;

 - средства внебюджетных источников - 60 млн. рублей;

 - 2015 год:
 - всего - 68,5 млн. рублей, в том числе:
 - средства областного бюджета - 8,5 млн. рублей;

 - средства внебюджетных источников - 60 млн. рублей

1. Содержание проблемы и обоснование необходимости

ее решения программно-целевым методом

Мясной подкомплекс является одной из важнейших составляющих агропромышленного комплекса и имеет большое значение для обеспечения занятости населения и снабжения его мясом.

Несмотря на стабилизацию и рост производства мяса потребность населения России в мясных продуктах за счет собственного производства обеспечивается на 73 процента, страна продолжает оставаться крупнейшим импортером мяса и мясной продукции, что наносит ущерб ее экономике. Удельный вес России в мировом производстве мяса значительно ниже ее потенциала и составляет около 2 процентов.

Мясное сырье зарубежного происхождения часто ввозится в Россию с недостаточными качественными и санитарно-гигиеническими характеристиками. Контроль за использованием при производстве говядины кормов из генетически модифицированных организмов и запрещенных в России добавок, а также ветеринарный контроль за распространенными за рубежом заболеваниями животных с длительными периодами латентности практически невозможен. Дальнейшее наращивание поставок мяса по импорту и их превращение в основной источник товарного наполнения отечественного мясного рынка в условиях мирового продовольственного кризиса и резкого повышения цен чреваты непредсказуемыми последствиями.

Недопустимо низкая в целом по России доля мясного скота в общем поголовье крупного рогатого скота и объемы производства говядины на уровне 1,5 - 2 процентов означают необходимость фактически заново создавать эту отрасль.

Специализированное мясное скотоводство не является традиционной отраслью для Смоленской области. Однако в связи с современными требованиями к сырьевой базе оно играет большую роль в обеспечении занятости населения и снабжении его высококачественным мясом.

Количественные показатели поголовья сельскохозяйственных животных и объемов производства мяса в Смоленской области приведены в таблице 1.

Таблица 1

N п/п

Показатель

2009
 год

2010
 год

2011
 год

2012
 год

Соотношение показателя  2012 года к показателю 2009 года

1.

Поголовье крупного рогатого скота в сельскохозяйственных предприятиях

100,5 тыс. голов

102,2 тыс. голов

104,4 тыс. голов

103 тыс. голов

102,5%

2.

Поголовье специализированного мясного скота в сельскохозяйственных предприятиях

300 голов

1 423 голов

3 500 голов

4 163 голов

в 13,9 раз

3.

Валовое производство говядины в живом весе в сельскохозяйственных
 предприятиях

9
 тыс. тонн

8,7 тыс. тонн

9,9 тыс. тонн

10,5 тыс. тонн

116,6%

4.

Производство говядины в убойном весе на душу населения

5,5 кг

5,3 кг

5,9 кг

6,3 кг

114,5%

5.

Покупка молодняка интенсивных мясных пород

200
 голов

-

573
 голов

-

-

Смоленская область располагает большими площадями естественных кормовых угодий и неиспользуемой пашни и издавна считается традиционной зоной разведения крупного рогатого скота молочно-мясных пород. Говядину в регионе получают от убоя сверхремонтного молодняка и выбракованных коров молочных и комбинированных пород.

Сбалансированное производство молока и говядины можно обеспечить только при оптимальном соотношении интенсивного молочного и мясного скотоводства. Удельный вес мясного скота в общей структуре пород крупного рогатого скота в Смоленской области на сегодняшний день незначительный.

Использование обширных и дешевых естественных пастбищ, выращивание мясных телят на подсосе позволяет получать экологически чистую, высокопитательную говядину, пользующуюся повышенным потребительским спросом.

В общей структуре валового производства мяса в Смоленской области говядина занимает 48,5 процента, и только около 3 процентов - это мясо, полученное от скота специализированных мясных пород.

На территории региона нет районированных пород мясного скота, поэтому предпочтение отдается породам, разводимым в западных странах, в частности лимузинской, абердин-ангусской, герефордской, шароле и галловейской.

Общая численность мясного скота в хозяйствах Смоленской области на конец 2012 года составляет 4 163 головы, в том числе 1 595 коров. Племенная база на 01.01.2013 отсутствует, однако в хозяйствах ведется зоотехнический и племенной учет. К 2014 году планируется получение статуса племенного репродуктора по разведению абердин-ангусской породы крупного рогатого скота обществом с ограниченной ответственностью "Агрис" (муниципальное образование "Сычевский район" Смоленской области) и племенного репродуктора по разведению галловейской породы крупного рогатого скота обществом с ограниченной ответственностью Племенной центр "Смоленский галловей" (муниципальное образование "Угранский район" Смоленской области).

Ускоренное развитие мясного скотоводства следует рассматривать как проблему государственного значения, решение которой позволит в перспективе научно обоснованно удовлетворять платежеспособный спрос на говядину за счет отечественного производства.

Для создания масштабной отрасли специализированного мясного скотоводства в Смоленской области имеется важный ресурс - наличие 334 тыс. гектаров естественных кормовых угодий.

Рациональность выбора приоритетного развития специализированного мясного скотоводства обусловлена следующим.

Основным источником производства говядины в Смоленской области в настоящее время являются выбракованные коровы и откормочный контингент молочных стад, на долю которых приходится 96 процентов этого вида мяса.

Откормочный контингент молочных стад в перспективе увеличится, но ресурсы интенсификации его использования не могут в полной мере обеспечить потребности в высококачественной говядине в ближайшие 5 - 10 лет.

Интерес к мясному скотоводству в Смоленской области повысился в 2011 году. Этому целесообразно придать устойчивый характер для достижения стратегической цели.

Главными препятствиями на пути реализации имеющегося потенциала устойчивого развития конкурентоспособного мясного скотоводства являются:

- низкая доля скота мясного направления продуктивности;

- недостаточный уровень технического и технологического оснащения отрасли в фазе репродукции поголовья и откорма молодняка.

Согласно экспертной оценке современное специфическое технологическое оборудование по уходу за мясным скотом (расколы с фиксаторами животных, рабочие площадки, весовое хозяйство, огораживание пастбищ проволокой для эффективного их использования) имеют всего 1,5 - 2 процента мясных ферм и то не по всем позициям. Практически во всех действующих откормочных предприятиях применяется неэффективная технология: содержание молодняка в капитальных помещениях и оснащение энергоемким оборудованием для раздачи кормов и уборки навоза.

Содержание мясных коров с телятами в облегченных помещениях и на открытых площадках, а откормочного молодняка - на открытых откормочных площадках типа североамериканских фидлотов применяется не более чем на 5 процентах животноводческих объектов. Нерешенность этой проблемы приводит к нежелательному удорожанию производства говядины;

- неудовлетворительное состояние и использование естественных кормовых угодий;

- низкая экономическая мотивация сельскохозяйственных производителей в откорме скота и производстве мяса.

Такое состояние мясного скотоводства обусловлено рядом объективных причин, имеющих системный характер, а именно:

- низкой долей численности скота мясного направления продуктивности, в том числе племенного, в результате запрета на его ввоз из Европы;

- экстенсивной технологией откорма и реализацией крупного рогатого скота на мясо с низкой живой массой (около 200 кг вместо 450 - 500 кг). Государственная поддержка откорма мясного и помесного молодняка, полученного в молочных стадах, до живой массы свыше 400 кг обеспечит решение проблемы увеличения производства высококачественной говядины, предназначенной для розничной продажи в свежем виде, и в некоторой степени будет стимулировать промышленное скрещивание, необходимое для увеличения откормочного контингента;

- отсутствием экономической мотивации у сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Низкая экономическая эффективность отрасли в определенной степени обусловлена и низкими зоотехническими показателями, такими как:

- выход телят (менее 80 процентов вместо 85 - 90 процентов, необходимых для рентабельного ведения мясного скотоводства);

- привесы молодняка на откорме (ниже 400 г при желательных 800 - 1 200 г).

Сдерживающим фактором в решении проблемы рентабельности мясного скотоводства являются неурегулированные экономические отношения в цепочке "сельскохозяйственный производитель - мясоперерабатывающая промышленность - оптовая и розничная торговля".

Важным условием успешного развития специализированного мясного скотоводства является формирование рынка высококачественной говядины в свежем, то есть в незамороженном и непереработанном виде.

Объективная необходимость участия государства в развитии мясного скотоводства и производстве говядины обусловлена:

- биологическими особенностями крупного рогатого скота по сравнению со скороспелыми отраслями (свиноводством и птицеводством), в силу которых производственный цикл получения теленка и его откорма до высоких весовых кондиций составляет более полутора лет;

- необходимостью кредитования хозяйств в целях создания новых ферм и увеличения поголовья скота в течение минимум трех лет до поступления первой товарной (или племенной) продукции;

- низкой конверсией корма в привес (6-7: 1) по сравнению с откормом свиней (3,6: 1) и бройлеров (1,8: 1) и потребностью для получения 1 кг говядины не менее 5 - 6 кг концентрированных кормов, из-за чего рентабельность откорма скота в значительной степени зависит от цен на зерно.

Программа призвана стать инструментом реализации стратегии устойчивого развития специализированного мясного скотоводства в Смоленской области и достижения независимости от импорта в снабжении населения говядиной, что отвечает приоритетным целям развития агропромышленного комплекса России в целом и Смоленской области в частности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»