Недействующий

ЗАКОН

СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

от 30 апреля 2013 года N 33-з

Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Смоленской области

Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего областного закона

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2016 года на основании закона Смоленской области от 30.04.2015 N 33-з.
____________________________________________________________________


1. Настоящий областной закон направлен на регулирование отношений, возникающих в связи с добровольным участием граждан в охране общественного порядка на территории Смоленской области (далее - участие граждан в охране общественного порядка).

2. Действие настоящего областного закона не распространяется на отношения, возникающие в связи с осуществлением оперативно-розыскной, частной детективной и охранной деятельности, а также иных видов деятельности, регулируемых федеральным законодательством.

Статья 2. Правовая основа участия граждан в охране общественного порядка


Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют федеральное и областное законодательство, а также муниципальные правовые акты.

Статья 3. Цель и принципы участия граждан в охране общественного порядка


1. Целью участия граждан в охране общественного порядка является оказание содействия органам государственной власти Смоленской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области (далее - органы местного самоуправления) и территориальным органам Министерства внутренних дел Российской Федерации в Смоленской области (далее – органы внутренних дел) в решении возложенных на них задач по обеспечению безопасности личности, правопорядка в общественных местах, профилактике правонарушений, охране и защите собственности, обеспечению безопасности дорожного движения, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пропаганде правовых знаний и правовому воспитанию граждан при условии, что подобные действия не повлекут ущемления прав и свобод человека и гражданина, разглашения государственной, личной, семейной и иных охраняемых законом тайн.

2. Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, добровольности, безвозмездности, взаимодействия с органами государственной власти Смоленской области и органами местного самоуправления, недопустимости подмены полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Статья 4. Ограничения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка


1. Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников органов внутренних дел, осуществлять деятельность, отнесенную федеральным законодательством к исключительной компетенции этих органов, разглашать служебную и иную информацию, ставшую им известной в результате участия в охране общественного порядка, а также использовать права, предоставленные им настоящим областным законом, в корыстных и (или) личных целях.

2. Органы государственной власти Смоленской области, органы местного самоуправления и органы внутренних дел не вправе привлекать граждан для содействия в осуществлении мероприятий по охране общественного порядка, заведомо предполагающих угрозу их жизни и здоровью.

3. Граждане, участвующие в охране общественного порядка, осуществляют свою деятельность совместно с сотрудниками органов внутренних дел.

Статья 5. Требования к гражданам, участвующим в охране общественного порядка


1. В охране общественного порядка может принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет и способный по своим моральным и деловым качествам, уровню подготовки и состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности по охране общественного порядка, предусмотренные настоящим областным законом.

2. В охране общественного порядка не могут участвовать граждане:

1) имеющие или имевшие судимость;

2) признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

3) состоящие на учете в медицинских организациях по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

4) не имеющие регистрации по месту жительства или по месту пребывания на территории Смоленской области;

5) привлекавшиеся к административной ответственности за административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти, общественный порядок и общественную безопасность, а также за административные правонарушения против порядка управления.

Статья 6. Индивидуальное участие граждан в охране общественного порядка


1. Индивидуальное участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в следующих формах:

1) информирование органов внутренних дел о ставших им известными фактах о готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушениях, причинах и условиях, способствующих их совершению;

2) оказание содействия органам внутренних дел, в том числе в проведении профилактической работы по предупреждению правонарушений;

3) участие в пропаганде правовых знаний;

4) иные формы, не запрещенные федеральным законодательством.

2. Граждане участвуют в охране общественного порядка в форме, предусмотренной пунктом 2 части 1 настоящей статьи, исключительно во взаимодействии с органами внутренних дел.

3. Индивидуальное участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться в форме внештатного сотрудничества в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 7. Коллективное участие граждан в охране общественного порядка


1. Коллективное участие граждан в охране общественного порядка осуществляется в следующих формах:

1) общественные объединения, уставными целями деятельности которых являются участие в охране общественного порядка и оказание содействия органам государственной власти Смоленской области, органам местного самоуправления, органам внутренних дел;

2) самодеятельные группы граждан;

3) добровольные народные дружины.

2. Общественные объединения, указанные в пункте 1 части 1 настоящей статьи, создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

3. Самодеятельные группы граждан могут создаваться по месту жительства или по месту нахождения собственности граждан в целях защиты жизни, здоровья, а также охраны собственности от правонарушений. При этом деятельность таких самодеятельных групп должна осуществляться исключительно на территории дворов, подъездов, на придомовой территории или по месту нахождения собственности и под контролем органов внутренних дел.

4. Уведомление о создании самодеятельной группы, содержащее список граждан, входящих в ее состав, с указанием их анкетных данных (фамилия, имя, отчество, адрес места жительства и паспортные данные с учетом требований федерального законодательства в области персональных данных) и указанных территорий осуществления деятельности, подлежит направлению в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне в Смоленской области и в орган местного самоуправления по месту осуществления деятельности самодеятельной группы.

Статья 8. Добровольные народные дружины


1. Добровольные народные дружины являются добровольными формированиями населения по охране общественного порядка, созданными органами местного самоуправления в соответствующих муниципальных образованиях Смоленской области.

2. Органы местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создают условия для деятельности добровольных народных дружин.

3. Деятельность добровольной народной дружины осуществляется в соответствии с настоящим областным законом и принимаемым в соответствии с ним положением о добровольной народной дружине, утверждаемым органом местного самоуправления, принявшим решение о создании добровольной народной дружины.

4. Положение о добровольной народной дружине должно определять цели, задачи, направления ее деятельности, структуру и порядок ее формирования, порядок взаимодействия добровольной народной дружины с органами государственной власти Смоленской области, органами местного самоуправления, органами внутренних дел, условия и порядок приема граждан в добровольную народную дружину и отчисления из нее, права и обязанности члена добровольной народной дружины, образец удостоверения и знаков отличия члена добровольной народной дружины.

5. Органы местного самоуправления, принявшие решение о создании добровольной народной дружины, направляют копию решения о создании добровольной народной дружины и копию утвержденного положения о добровольной народной дружине в уполномоченный орган исполнительной власти Смоленской области в сфере проведения единой государственной политики в области местного самоуправления на территории Смоленской области, который ведет реестр добровольных народных дружин в Смоленской области, а также в соответствующий территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне в Смоленской области.

6. Контроль за деятельностью добровольной народной дружины осуществляют органы внутренних дел, а также органы местного самоуправления, принявшие решение о создании добровольной народной дружины.

7. Органы государственной власти Смоленской области, органы местного самоуправления, организации и граждане вправе оказывать финансовую и материально-техническую помощь в осуществлении деятельности добровольных народных дружин в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 9. Основные направления деятельности добровольных народных дружин


1. Добровольные народные дружины могут привлекаться органами внутренних дел к участию в следующих мероприятиях:

1) мероприятия по защите жизни и здоровья граждан, охране собственности физических лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

2) мероприятия по профилактике правонарушений, а также по раскрытию совершенных преступлений и пресечению административных правонарушений;

3) мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения;

4) мероприятия по проведению неотложных аварийно-спасательных мероприятий в случаях стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций в соответствии с федеральным и областным законодательством;

5) мероприятия по обеспечению пожарной безопасности, охране окружающей среды;

6) мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

7) другие мероприятия, отнесенные федеральным законодательством к компетенции органов внутренних дел, за исключением мероприятий, заведомо предполагающих угрозу жизни и здоровью членов добровольной народной дружины.

2. Члены добровольных народных дружин, участвующие в мероприятиях по охране общественного порядка, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, не вправе осуществлять деятельность, отнесенную федеральным законодательством к исключительной компетенции сотрудников органов внутренних дел.

Статья 10. Требования, предъявляемые к члену добровольной народной дружины


1. Членом добровольной народной дружины может быть гражданин Российской Федерации, соответствующий требованиям, указанным в статье 5 настоящего областного закона.

2. Членство в добровольной народной дружине прекращается в следующих случаях:

1) при наступлении обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 5 настоящего областного закона;

2) на основании личного заявления члена добровольной народной дружины;

3) в случае систематического невыполнения обязанностей члена добровольной народной дружины;

4) в иных случаях, предусмотренных положением о добровольной народной дружине.

Статья 11. Права и обязанности членов добровольной народной дружины и иных граждан, участвующих в охране общественного порядка


1. Члены добровольной народной дружины и иные граждане, участвующие в охране общественного порядка, вправе:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения правонарушения;

2) вместе с сотрудниками органов внутренних дел участвовать в мероприятиях по проверке документов, досмотру транспортных средств, по временному ограничению или запрещению движения граждан и транспортных средств, по ограничению допуска граждан на отдельные участки местности и в их оцеплении;

3) оказывать содействие сотрудникам органов внутренних дел в задержании лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, и в пресечении правонарушений;

4) охранять совместно с сотрудниками органов внутренних дел места происшествий;

5) участвовать в мероприятиях по пропаганде и распространению правовых знаний, правовом воспитании населения;

6) информировать органы внутренних дел о правонарушениях и об угрозах общественному порядку;

7) участвовать совместно с сотрудниками органов внутренних дел в мероприятиях по охране общественного порядка путем патрулирования на улицах, площадях, в парках и других местах массового пребывания населения, а также в выставлении постов, в том числе при проведении культурно-массовых мероприятий;

8) участвовать в проведении мероприятий по профилактике совершения правонарушений;

9) оказывать иное содействие органам государственной власти Смоленской области, органам местного самоуправления, органам внутренних дел, не противоречащее федеральному законодательству.

2. Члены добровольной народной дружины и иные граждане, участвующие в охране общественного порядка, обязаны:

1) выполнять законные распоряжения сотрудников органов внутренних дел;

2) не допускать необоснованного ограничения прав и свобод человека и гражданина, не совершать действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека и гражданина;

3) в случае обращения граждан с сообщениями о событиях или фактах, угрожающих безопасности граждан, правопорядку и общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения указанных событий или фактов сообщать об этом в ближайший орган внутренних дел и принимать меры совместно с сотрудниками органов внутренних дел по спасению людей, пресечению преступлений или административных правонарушений, охране места происшествия;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»