ЗАКОН
ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
от 15 июля 1998 года N 134-ЗЧО
ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ЧИТИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Принят Читинской областной Думой 9 июля 1998 года
{Утратил силу:
Закон Читинской области от 09.11.2005 года N 729-ЗЧО НГР: ru75000200500394}
{Изменения и дополнения:
Закон Читинской области от 28.04.1999 г. N 167-ЗЧО НГР: ru75000199900088
Закон Читинской области от 06.12.2001 г. N 328-ЗЧО НГР: ru75000200100290}
Правовое регулирование охраны здоровья населения Читинской области осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава - Основного Закона Читинской области, настоящего Закона и нормативных правовых актов органов государственной власти области и органов местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции.
Настоящий Закон действует на всей территории Читинской области и регулирует отношения граждан, органов государственной власти области, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, системы медицинского страхования в сферы охраны здоровья граждан.
В рамках настоящего Закона используются следующие основные понятия и их определения:
Государственные гарантии по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи - установленные органами государственной власти области объем, условия и качество медицинской помощи и лекарственного обеспечения, предоставляемые населению за счет средств бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования.
Лекарственное обеспечение - составная часть системы охраны здоровья населения, представляющая совокупность материальных, организационных и структурно-функциональных средств, мер и направленная на гарантированное, бесперебойное, своевременное и качественное удовлетворение потребности населения в лекарственных средствах и изделиях медицинского назначения.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности.
Медицинская помощь - практическая деятельность, направленная на лечение и облегчение страданий человека, вызванных травмами, ожогами, острыми заболеваниями и обострением хронических заболеваний, родами, несчастными случаями, состояниями, угрожающими жизни больного.
Оздоровительно-профилактическая помощь - деятельность, целью которой является укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение болезней человека и обострений имеющихся хронических заболеваний.
Медицинская услуга - имеющий самостоятельное медицинское, экономическое значение комплекс диагностических, лечебных, профилактических и иных, связанных с ними мероприятий, выполняемых медицинскими учреждениями, частными лицами при заболеваниях или риске их развития.
Сервисные услуги здравоохранения - проживание в медицинском учреждении (гостиничные услуги), обеспечение питанием, прочие услуги, не входящие в понятие "медицинская услуга".
Качество медицинской помощи - совокупность свойств (признаков), характеризующих медицинские технологии и результаты их выполнения.
Уровень качества медицинской помощи - степень соответствия фактически выполненной технологии оказания медицинской помощи и ее результатов эталонным требованиям с учетом доступности, адекватности, научного и материально-технического потенциала производителей медицинских услуг, а также экономических нормативов.
Медико-экономические стандарты - унифицированные эталоны медицинских технологий, устанавливающие гарантированный объем диагностических, лечебных и профилактических процедур, а также требования к результатам лечения и профилактики конкретных нозологических форм (заболеваний, травм, состояний) с учетом степени сложности оказания помощи и экономических нормативов.
Медицинское страхование - форма социальной защиты интересов населения в охране здоровья, гарантирующая при возникновении страхового случая получение медицинской помощи.
Обязательное медицинское страхование - составная часть государственного социального страхования, обеспечивающая всем гражданам равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования, в объеме и на условиях, соответствующих программе обязательного медицинского страхования.
Добровольное медицинское страхование - страхование, осуществляемое на основе программ (условий) добровольного медицинского страхования и обеспечивающее гражданам получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программой обязательного медицинского страхования.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования - гарантированные населению Читинской области объем и условия предоставления медицинской и лекарственной помощи за счет средств обязательного медицинского страхования.
Лицензирование - выдача государственного документа (лицензии) юридическим и физическим лицам на право заниматься определенными видами медицинской и фармацевтической деятельности на основе аккредитации.
Сертификат - официальный документ, удостоверяющий соответствие условий медицинской и фармацевтической деятельности установленным стандартам.
Аккредитация медицинских, фармацевтических учреждений и частных лиц - определение их соответствия установленным профессиональным стандартам.
Принципы охраны здоровья населения Читинской области основываются на основных принципах охраны здоровья граждан в Российской Федерации и включают в себя:
1) соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет профилактических мер и санитарно-эпидемиологического благополучия населения в области охраны здоровья граждан;
3) доступность медицинской, лекарственной и медико-социальной помощи;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;
5) ответственность органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Государственные гарантии гражданам в сфере охраны их здоровья включают предоставляемую медицинскую и лекарственную помощь за счет средств бюджетов всех уровней и средств обязательного медицинского страхования. В рамках государственных гарантий медицинская и лекарственная помощь предоставляется населению бесплатно.
Объем и условия государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи за счет средств бюджетов всех уровней и обязательного медицинского страхования устанавливаются областной Думой по представлению Администрации области. Объем государственных гарантий, устанавливаемых в области, не может быть ниже объемов, предусмотренных федеральными нормативными правовыми актами.
Жители области в сфере охраны здоровья имеют права:
- на создание благоприятных условий труда, учебы, быта;
- на получение качественной медицинской, лекарственной помощи в медицинских и фармацевтических организациях, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования, областного и местных бюджетов в соответствии с государственными гарантиями по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи, а также бесплатной экстренной медицинской и лекарственной помощи;
- на получение медицинской и лекарственной помощи за счет добровольного медицинского страхования и иных источников финансирования;
- на получение полной медицинской информации, касающейся их лично;
- на защиту интересов в сфере охраны здоровья органами государственной власти области, системой обязательного медицинского страхования, общественными организациями;
- на выбор врача, медицинского учреждения, страховой медицинской организации при получении медицинской и лекарственной помощи;
- на возмещение ущерба в случаях причинения вреда здоровью вследствие ненадлежащего качества оказания медицинской и лекарственной помощи;
- на проведение независимой экспертизы качества оказываемой медицинской и лекарственной помощи;
- быть опрошенными и осмотренными в условиях соблюдения аудио-визуальной тайны;
- на отказ от лечения, если иное не предусмотрено действующим законодательством;
- на получение письменной информации о платных медицинских и сервисных услугах, получаемых в медицинском учреждении.
1. Областная Дума:
- принимает законы, иные нормативные правовые акты в сфере охраны здоровья граждан, вносит в них изменения и дополнения, дает их толкование и осуществляет контроль за их исполнением;
- устанавливает объем финансирования государственной системы здравоохранения за счет средств областного бюджета;
- предоставляет льготы по налогам, сборам и иным платежам в бюджет в установленном порядке для предприятий, учреждений и организаций, деятельность которых направлена на охрану здоровья граждан;
- утверждает целевые программы охраны здоровья и лекарственного обеспечения граждан, изменения и дополнения, вносимые в них;
- утверждает гарантированный объем медицинской и лекарственной помощи;
- по предложению Главы Администрации области утверждает назначение на должность руководителя государственного органа управления здравоохранением.
2. Администрация области:
- разрабатывает проекты законодательных актов, регулирующих деятельность системы охраны здоровья граждан;
- разрабатывает и вносит на утверждение областной Думы проекты программ охраны здоровья граждан, обеспечивает их выполнение;
- вносит предложения в областную Думу о Программе государственных гарантий по предоставлению гражданам медицинской и лекарственной помощи и финансовых ресурсах, необходимых для ее обеспечения;
- принимает нормативные акты и стандарты, регулирующие деятельность в сфере охраны здоровья граждан в пределах действующего законодательства;
- образует государственный орган управления здравоохранением области и утверждает положение о нем;
- создает органы управления, учреждения и иные хозяйствующие субъекты, осуществляющие общеобластные функции в сфере охраны здоровья граждан, устанавливает их задачи и предел компетенции;
- через государственный орган управления здравоохранением осуществляет руководство и контроль деятельности органов управления, объединений, учреждений, организаций и иных хозяйствующих субъектов, осуществляющих охрану здоровья граждан области;
- осуществляет лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности, контроль за деятельностью муниципальных лицензионных комиссий;
- вносит на рассмотрение областной Думы предложения об утверждении назначения на должность руководителя государственного органа управления здравоохранением.
Органы местного самоуправления создают условия для охраны здоровья граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Читинской области.
В систему охраны здоровья населения области входят лечебно-профилактические, научно-исследовательские и образовательные учреждения, органы государственного санитарно-эпидемиологического надзора, организации фармацевтического обеспечения, обязательного медицинского страхования, санаторно-курортные и медико-социальные учреждения, службы материально-технического обеспечения и учреждения судебно-медицинской экспертизы, частные медицинские учреждения и частнопрактикующие врачи.
1. Государственный орган управления здравоохранением создается Администрацией области в соответствии с ее структурой.
2. Органы управления здравоохранением в муниципальных образованиях создаются в соответствии с их уставами.
Информация, функционирующая в системе охраны здоровья населения, является публичной и должна доводиться до сведения граждан в доступной форме через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам в установленном порядке.
1. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации.