ЗАКОН
АГИНСКОГО БУРЯТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
от 26 декабря 1997 года N 35-ЗАО
Об организации территориального общественного самоуправления населения в автономном округе
Опубликован:
"Агинская правда" N 11 от 27.01.1998 г.
Принят окружной Думой 19 декабря 1997 г.
{Утратил силу с 1 января 2006 года:
Закон Агинского Бурятского автономного округа от 05.12.2005 года N 580-ЗАО НГР: ru80000200500208}
Настоящий Закон определяет общие принципы и формы организации территориального общественного самоуправления населения на территории автономного округа, полномочия и виды деятельности органов территориального общественного самоуправления, их права и гарантии.
1. Территориальное общественное самоуправление - это самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления (советы, комитеты).
2. Территориальное общественное самоуправление населения является формой участия населения в местном самоуправлении на данной территории и осуществляется через создаваемые им органы.
3. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления населения определяется уставом муниципального образования в соответствии с законами автономного округа и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
4. Порядок избрания органа территориального общественного самоуправления населения, организация его работы, компетенция, права и виды деятельности, финансовые ресурсы и собственность, а также ответственность данного органа определяются федеральным, окружным законодательством, уставом муниципального образования и положением (уставом) - далее по тексту - уставом) территориального общественного самоуправления.
1. Правовую основу территориального общественного самоуправления населения в автономном округе составляют Конституция Российской Федерации, федеральные и окружные законы, настоящие Закон, устав муниципального образования и нормативные правовые акты органов местного самоуправления.
2. Защита прав и законных интересов территориального общественного самоуправления обеспечивается судом в соответствии с законодательством.
1. Житель, проживающий на соответствующей территории, достигший 18(16)-летнего возраста, имеет право принимать участие в непосредственном решении вопросов, затрагивающих интересы населения.
2. Любая группа граждан, проживающих на соответствующей территории, вправе организоваться в территориальное общественное самоуправление, избирать и быть избранной в органы территориального общественного самоуправления, иметь право на контроль и получение информации о деятельности территориального общественного самоуправления.
3. Органы местного самоуправления и государственной власти автономного округа не могут препятствовать осуществлению населением территориального общественного самоуправления.
Территориальное общественное самоуправление осуществляется на принципах:
законности;
защиты прав и законных интересов населения;
свободного волеизъявления граждан через общие собрания, сходы, конференции, опросы населения;
выборности и подконтрольности населению органов территориального общественного самоуправления;
широкого участия граждан в выработке и принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы населения;
сочетания интересов населения соответствующей территории и всего муниципального образования;
гласности и учета общественного мнения.
1. Система территориального общественного самоуправления населения включает в себя:
общие собрания (сходы) или конференции граждан, являющиеся высшим руководящим органом;
постоянно действующий орган территориального общественного самоуправления населения - выборный и подотчетный собранию (сходу, конференции) совет (комитет) жилых комплексов, улиц, кварталов, микрорайонов;
иные органы общественного самоуправления населения по месту жительства, установленные уставами муниципальных образование.
Периодичность проведения собраний (сходов), конференций устанавливается уставом территориального общественного самоуправления населения.
2. Границы территорий, на которых действуют органы территориального общественного самоуправления, устанавливаются соответствующим представительным органом муниципального образования с учетом предложений населения, общественных организаций и трудовых коллективов.
1. Устав территориального общественного самоуправления населения должно соответствовать требованиям, предъявляемым к учредительным документам для регистрации в соответствии с действующим законодательством.
2. В уставе должны быть указаны:
наименование территориального общественного самоуправления и его юридический адрес;
структура, полномочия, цели, порядок формирования и срок полномочий выборных органов территориального общественного самоуправления;
границы территорий территориального общественного самоуправления;
формы и порядок непосредственного участия жителей в территориальном общественном самоуправлении;
порядок контроля за деятельностью территориального общественного самоуправления;
источники формирования денежных средств и иного имущества территориального общественного самоуправления, права территориального общественного самоуправления по управлению имуществом;
порядок внесения изменений и дополнений в устав территориального общественного самоуправления;
порядок реорганизации и (или) ликвидации органа территориального общественного самоуправления;
иные нормы, определенные уставами муниципальных образование.
1. Территориальное общественное самоуправление населения является составной частью системы местного самоуправления, служит для реализации принципов народовластия на территориях и призвано обеспечивать развитие инициативы и расширение возможностей самостоятельного решения населением вопросов социально-экономического развития соответствующей территории, укрепление гарантий реализации прав и свобод граждан.
2. Органы местного самоуправления:
оказывают содействие населению в осуществлении права на территориальное общественное самоуправление;
оказывают помощь инициативным группам граждан в проведении общих собраний (сходов), конференций, опросов и принимают в них участие;
разрабатывают правовые акты по территориальному общественному самоуправлению населения, содействуют разработке уставов территориального общественного самоуправления;
вправе передавать на договорной основе органам территориального общественного самоуправления населения часть своих полномочий с предоставлением необходимых для их осуществления финансовых и материальных ресурсов и контролировать их деятельность в части осуществления делегированных полномочий и расходования выделенных средств;
могут устанавливать сферы совместной компетенции с органами территориального общественного самоуправления населения, а также определять перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного самоуправления населения;
предоставляют органам территориального общественного самоуправления населения помещения для осуществления их деятельности и оргтехнику;
координируют деятельность органов территориального общественного самоуправления населения, оказывают им организационную и методическую помощь;
оказывают содействие в регистрации уставов территориального общественного самоуправления населения;
способствуют выполнению решений общих собраний (сходов), конференций территориального общественного самоуправления населения, принятых в пределах их компетенции;
учитывают в своих решениях мнение населения, полученное органами территориального общественного самоуправления методом опроса;
приостанавливают действие решений органов территориального общественного самоуправления населения в случаях превышения ими своих полномочий;
осуществляют другие полномочия по взаимодействию с территориальным общественным самоуправлением населения в соответствии с настоящим Законом и уставом муниципального образования.
3. Органы территориального общественного самоуправления населения вправе участвовать в заседаниях органов местного самоуправления при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы жителей соответствующей территории, с правом совещательного голоса.
4. Органы местного самоуправления в своей работе с населением опираются на помощь территориального общественного самоуправления населения, изучают его мнение по вопросам, затрагивающим интересы жителей соответствующего муниципального образования.
1. Органы территориального общественного самоуправления населения создаются по инициативе граждан на основе их добровольного волеизъявления.
2. Граждане соответствующей территории, обладающие избирательным правом, вправе избирать и быть избранными в органы территориального общественного самоуправления.
Выборы органов территориального общественного самоуправления населения проводятся на общих собраниях (сходах) или конференциях по месту жительства в соответствии с уставом муниципального образования.
3. Представительные органы местного самоуправления по предложению инициативных групп населения согласовывают порядок, нормы представительства и сроки проведения выборов территориального общественного самоуправления населения.
4. Подготовка и проведение выборов органов территориального общественного самоуправления осуществляются открыто и гласно. Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов, производятся за счет органов местного самоуправления при их согласии.
5. Выборы органа территориального общественного самоуправления считаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее половины избирателей, проживающих на соответствующей территории.
6. Избранными в состав органов территориального общественного самоуправления считаются граждане, получившие большинство голосов от числа участников общего собрания (схода) граждан, обладающих избирательным правом.
1. Полномочия органов территориального общественного самоуправления населения по осуществлению собственных инициатив в вопросах местного значения определяются уставом муниципального образования с учетом полномочий, передаваемых им органами местного самоуправления.
2. Органы местного самоуправления могут устанавливать сферы совместной компетенции с органами территориального общественного самоуправления населения по согласованию с ними, а также перечень вопросов, решения по которым не могут быть приняты без согласования с органами территориального общественного самоуправления населения.
Органы территориального общественного самоуправления населения вправе:
создавать в установленном порядке предприятия и организации, удовлетворяющие потребности населения в товарах и услугах;
выступать заказчиком на выполнение работ по благоустройству территории и коммунальному обслуживанию населения, строительству и ремонту жилищного фонда, объектов социальной инфраструктуры с использованием предусмотренных на их выполнение средств местного бюджета и собственных финансовых ресурсов;
кооперировать на добровольной основе средства населения, предприятий, учреждений и организаций для финансирования целевых социальных программ;
организовывать иную экономическую деятельность, не запрещенную законодательством, с целью удовлетворения социально-экономических потребностей населения.
1. Финансовые ресурсы органов территориального общественного самоуправления населения состоят из собственных средств и средств, передаваемых им органами местного самоуправления.
Собственные финансовые ресурсы образуются за счет доходов от экономической деятельности органов территориального общественного самоуправления, добровольных взносов и пожертвование предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также других поступление.