Рынок труда в настоящее время включает в себя все наличие действующих и оплачиваемых рабочих мест во всех отраслях экономики, малом предпринимательстве, сфере торговли и услуг, системе управления, бюджетной, банковской и прочих сферах.
Институционально-экономический кризис, постигший в целом Российскую Федерацию в переходный к рынку период, стал причиной критического спада в экономике автономного округа, что в свою очередь привело к резкому сокращению количества рабочих мест и повышению уровня безработицы среди трудоспособных граждан.
Так, на первое июля 2003 года уровень официально регистрируемой безработицы составил 6,9 процентов (2,08 тыс. чел.), а общая безработица - 18,2 процентов от численности экономически активного населения, что является одним из самых высоких показателей среди российских регионов.
Несмотря на достигнутую стабилизацию экономической ситуации на сравнительно невысоком уровне, объективно трудные природно-климатические, ценовые и прочие условия региона не позволяют кардинально и в короткие сроки решить проблему высокой безработицы за счет традиционных методов - развития предприятий промышленности и сельского хозяйства. Между тем, наличие фактора незанятости значительной части населения оказывает существенное негативное воздействие на рост социальной напряженности, снижение материального положения людей, отток жителей из сельской местности и, в целом, на снижение количества и качества трудоресурсного потенциала округа.
Таким образом, в сфере занятости и на рынке труда округа сложились тревожные тенденции, требующие срочных превентивных мер организационного, финансового и правового характеров, реализация которых должна стать первоочередным приоритетом в работе всех уровней и ветвей государственных, муниципальных и хозяйственных органов управления округа. В частности, одним из эффективных мер по разрешению настоящей проблемы может стать применение программно-целевого метода.