Наряду со сферой малого предпринимательства, данное направление является основным фактором развития занятости населения в сельской местности, где наблюдается наибольшая социально-трудовая напряженность.
Развитие самозанятости сельского населения через превращение личных подсобных хозяйств из потребительского типа в товарный тип является наиболее рациональным, доступным и скорым на отдачу путем решения сельской безработицы. Этому способствует то, что у большинства сельских жителей имеется продуктивный скот, разработанное приусадебное земледелие, минимально необходимая хозяйственная инфрастуктура и навыки эффективного ведения животноводства и растениеводства. Кроме того, практически все владельцы личных подсобных хозяйств обеспечены пастбищами и сенокосами. Не потеряна хозяйственная связь между частными подворьями и базовыми сельскохозяйственными предприятиями, оказывающими им различного рода помощь техникой, услугами, кормами для скота и т.д.
Опыт прошлых лет показал, что создание одного реального доходного (трудового) места путем формирования товарного личного подсобного хозяйства для государственных и муниципальных органов управления стоит в среднем около 30 тыс. рублей, выделяемых в виде кредита сроком на 1-2 года под 10-20 процентов годовой ставки. Более того, около 50 процентов безработных владельцев подворий практически уже имеют высокотоварные личные подсобные хозяйства, которые необходимо лишь зарегистрировать соответствующим образом.
Поэтому данное направление становится наиболее приоритетным в сфере действий на рынке труда округа.
Основные мероприятия должны быть направлены:
1. На создание соответствующего целям работы статуса владельцев личных подсобных хозяйств.
2. Формирование эффективной инфрастуктуры поддержки и помощи.
3. Реализацию продукции подворий.
4. Осуществление материально-технических поставок.
5. Развитие сельскохозяйственной кооперации и кредитно-финансового обеспечения личных подсобных хозяйств.
Мероприятия, будут заключаться в следующем:
формирование в муниципальных образованиях системы комплексного мониторинга состояния личных подсобных хозяйств безработных и работающих граждан с целью оптимизации работы по формированию самозанятости и повышения доходов населения.
Основные условия и механизмы:
1. Мониторинг охватывает такие данные, как численность и занятость членов семьи, наличие и количество в личных подсобных хозяйствах скота, огорода, хозяйственных построек и инвентаря, техники, опыта работы и т.д.
2. Прослеживается реализация продукции личных подсобных хозяйств, на основе чего производится особая регистрация их по типам: товарное или потребительское.
3. Осуществляется отбор личных подсобных хозяйств потребительского типа, которые необходимо и возможно преобразовать в товарные хозяйства. По отобранным проектам формируется блок развивающих мер (кредиты, ссуды, заказы, аренда земли и т.д.).
4. Сводный мониторинг личных подсобных хозяйств осуществляется в комитете по труду и комитете экономического развития и предпринимательства администрации округа, которые формируют мероприятия государственной политики занятости в данной сфере.
Механизм реализации пункта 2 "Поддержка проектов, направленных на развитие и расширение товарного сельскохозяйственного производства в личных подсобных хозяйствах жителей округа" (перечня мероприятий Программы) осуществляется путем согласования через решения представительного органа местного самоуправления с визой районных Государственных учреждений "Центр занятости населения".