ЗАКОН
АГИНСКОГО БУРЯТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
от 11 марта 2004 года N 413-ЗАО
Об утверждении окружной целевой Программы "Содействие занятости населения Агинского Бурятского автономного округа на 2004 - 2006 годы"
Опубликован:
Принят окружной Думой 04 марта 2004 г.
{Утратил силу:
Закон Агинского Бурятского автономного округа N 551а-ЗАО от 11.07.2005 года НГР: ru80000200500123}
Утвердить окружную целевую Программу "Содействие занятости населения Агинского Бурятского автономного округа на 2004 - 2006 годы" (прилагается).
Окружной администрации для реализации данной Программы предусматривать средства при разработке проектов окружного бюджета на 2004 - 2006 годы.
Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Глава администрации
Б. Жамсуев
11 марта 2004 г.
N 413-ЗАО
Наименование Программы | "Содействие занятости населения Агинского Бурятского автономного округа на 2004-2006 годы" (далее - Программа) |
Дата утверждения Программы | 4 марта 2004 г. |
Заказчик Программы | Администрация Агинского Бурятского автономного округа |
Основные разработчики Программы | Комитет по труду администрации округа, Департамент федеральной государственной службы занятости населения Агинского Бурятского автономного округа, комитет по экономическому развитию и предпринимательству администрации округа |
Цель и задачи Программы | Цель: - выработка комплекса мер экономического, финансового, правового и административно-управленческого характера, направленных на совершенствование системы государственной поддержки, регулирования и управления сферой занятости, развитие эффективной самозанятости населения, создание условий для снижения уровня официальной и фактической безработицы, социальной поддержки безработных граждан; |
Сроки реализации Программы | 2004-2006 годы |
Исполнители основных мероприятий Программы | Комитет по труду администрации Агинского Бурятского автономного округа, Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Агинскому Бурятскому автономному округу (далее -Департамент занятости), Фонд поддержки малого предпринимательства округа, органы местного самоуправления. |
Объемы и источники финансирования Программы | Объем финансирования программы в 2004-2006 годах -324833,9 тыс. рублей, из них по источникам финансирования: |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Реализация Программы в течение 2004-2006 годов позволит: |
Окружная целевая Программа "Содействие занятости населения Агинского Бурятского автономного округа на 2004-2006 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", федеральной концепцией действий на рынке труда и первоочередными приоритетами государственной политики социально-экономического развития Агинского Бурятского автономного округа (далее - автономный округ).
Подготовка Программы осуществлялась на основе анализа сложившейся ситуации на рынках труда округа, с учетом передового опыта, накопленного в субъектах Российской Федерации, и опыта администрации округа, органов местного самоуправления и служб занятости округа в сфере регулирования вопросов занятости.
Настоящая Программа определяет приоритеты государственной политики в области занятости населения на 2004-2006 годы.
Рынок труда в настоящее время включает в себя все наличие действующих и оплачиваемых рабочих мест во всех отраслях экономики, малом предпринимательстве, сфере торговли и услуг, системе управления, бюджетной, банковской и прочих сферах.
Институционально-экономический кризис, постигший в целом Российскую Федерацию в переходный к рынку период, стал причиной критического спада в экономике автономного округа, что в свою очередь привело к резкому сокращению количества рабочих мест и повышению уровня безработицы среди трудоспособных граждан.
Так, на первое июля 2003 года уровень официально регистрируемой безработицы составил 6,9 процентов (2,08 тыс. чел.), а общая безработица - 18,2 процентов от численности экономически активного населения, что является одним из самых высоких показателей среди российских регионов.
Несмотря на достигнутую стабилизацию экономической ситуации на сравнительно невысоком уровне, объективно трудные природно-климатические, ценовые и прочие условия региона не позволяют кардинально и в короткие сроки решить проблему высокой безработицы за счет традиционных методов - развития предприятий промышленности и сельского хозяйства. Между тем, наличие фактора незанятости значительной части населения оказывает существенное негативное воздействие на рост социальной напряженности, снижение материального положения людей, отток жителей из сельской местности и, в целом, на снижение количества и качества трудоресурсного потенциала округа.
Таким образом, в сфере занятости и на рынке труда округа сложились тревожные тенденции, требующие срочных превентивных мер организационного, финансового и правового характеров, реализация которых должна стать первоочередным приоритетом в работе всех уровней и ветвей государственных, муниципальных и хозяйственных органов управления округа. В частности, одним из эффективных мер по разрешению настоящей проблемы может стать применение программно-целевого метода.
Целью Программы является:
1. Выработка комплекса мер экономического, финансового, правого и административно-управленческого характера, направленных на совершенствование системы государственной поддержки, регулирования и управления сферой занятости, развитие эффективной самозанятости населения, создание условий для снижения уровня официальной и фактической безработицы, социальной поддержки безработных граждан.
2. Создание условий для трудоустройства граждан, ищущих работу, в первую очередь особо нуждающихся в социальной защите; обеспечение работодателей необходимой рабочей силой, снижение напряженности на рынке труда, сохранение мотивации к трудовой деятельности лиц, длительное время находящихся без работы.
Для достижения поставленной цели требуется решение следующих задач:
1) усиление государственного регулирования ситуации в сфере занятости на территории автономного округа;
2) совершенствование работы по профилактике и сокращению длительной безработицы;
3) улучшение информационного обеспечения политики занятости;
4) повышение эффективности активных мер по содействию занятости населения.
Программа рассчитана на 2004-2006 годы. Реализация Программы будет осуществляться в один этап.
Основными источниками финансирования мероприятий Программы являются средства федерального и окружного бюджетов, а также бюджетов муниципальных образований, фондов поддержки малого предпринимательства.
Распределение финансирования Программы по источникам и направлениям расходования средств составит:
тыс. руб.
Источники финансирования | Объем финансирования | |||
Всего | В том числе | |||
2004 г . | 2005 г . | 2006 г . | ||
Всего, | 324833,9 | 92950,2 | 114007,4 | 117876,3 |
В т.ч: - федеральный бюджет | 158193,9 | 45870,2 | 53427,4 | 58896,3 |
- окружной бюджет | 4800 | 1300 | 1600 | 1900 |
- муниципальный бюджет | 3 800 | 600 | 600 | 600 |
- ФПМП | 24000 | 11500 | 12500 | - |
- ФРМСУ | 33000 | 10000 | 11000 | 12000 |
- МФПМП и ЛПХ | 103040 | 23680 | 34880 | 44480 |
Механизм выделения средств федерального бюджета предусматривает ежегодное представление Департаментом занятости в Министерство труда и социального развития Российской Федерации бюджетной заявки на выделение ассигнований из федерального бюджета для финансирования мероприятий, предусмотренных настоящей Программой.
Средства окружного и местных бюджетов выделяются при рассмотрении и утверждении бюджетов соответствующих уровней на соответствующий финансовый год.
В объемы финансирования Программы могут вноситься корректировки в соответствии с изменениями ситуации на рынке труда, условий финансирования, нормативной правовой базы и иными условиями.
Наряду с программой формирования новых предприятий, являющихся основным сектором, в котором будут создаваться новые постоянные рабочие места, более продуктивным, в ближнесрочной перспективе, направлением в политике занятости населения является малое предпринимательство.
Выявлено, что на создание одного нового рабочего места и этой сфере требуется кратно
меньшее количество капиталовложений, чем па предприятиях и организациях базовой экономики (50-60 тыс. рублей против 150-300 тыс. рублей). Кроме того, восстановление вложении происходит за достаточно короткий срок, что говорит о высоких внутренних инвестиционных возможностях субъектов малого предпринимательства.
Поэтому данное направление работы государственных и муниципальных органов управления позволяет достичь высокой эффективности и скорой отдачи от организационных и финансовых мер целевой протекции.
1. Осуществление в рамках окружной целевой Программы "Поддержка и развитие малого предпринимательства в АБАО", целевого льготного кредитования субъектов малого предпринимательства, занятых:
1) созданием новых и расширением существующих объектов торговли, общественного питания и сферы услуг;
2) ведением предпринимательской деятельности и сфере сельского хозяйства, народных промыслов, надомной деятельности и прочих микрорынках;
3) реализацией инвестиционных проектов в промышленности, сельскохозяйственном производстве, области сервиса, в строительстве и прочих сферах материального производства:
5) развитие инфраструктуры информационного, нормативно-правового, консалтингового и прочих направлений поддержки малого бизнеса, чья деятельность связана с сохранением и расширением дополнительной занятости населения;
5) выявление и приоритетное развитие свободных ниш, позволяющих формировать новых виды и направления хозяйственной и предпринимательской деятельности;
6) укрепление и совершенствование институтов финансово-кредитной и прочей поддержки субъектов малого бизнеса.
За счет мероприятий данного раздела Программы предусматривается создание дополнительных рабочих мест до одной тысячи человек, в том числе по годам: 2004 год - 450 мест: 2005 год - 550 мест. Объем финансирования данных мероприятий из Фонда поддержки малого предпринимательства составит 24 млн. руб. в том числе по годам: 2004 год -11,5 млн. руб.; 2005 год- 12,5 млн. руб.
2. Реализация мероприятий раздела осуществляется Фондом поддержки малого предпринимательства округа при координирующей роли комитета экономического развития и предпринимательства и контроли со стороны комитета по труду администрации округа. В дальнейшем к реализации данных мероприятий могут быть привлечены вновь создаваемые кредитно-финансовые и прочие учреждения.
3. Механизм реализации пункта 1 "Поддержка проектов малого предпринимательства, создающих дополнительные рабочие места" (перечня мероприятий Программы) заключается в следующем: программы и проекты развития малого предпринимательства разрабатываются в рамках муниципальных образований и согласовываются с Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Агинскому Бурятскому автономному округу и комитетом по труду администрации автономного округа. После этого они поступают в Фонд поддержки малого предпринимательства для финансирования.
Наряду со сферой малого предпринимательства, данное направление является основным фактором развития занятости населения в сельской местности, где наблюдается наибольшая социально-трудовая напряженность.
Развитие самозанятости сельского населения через превращение личных подсобных хозяйств из потребительского типа в товарный тип является наиболее рациональным, доступным и скорым на отдачу путем решения сельской безработицы. Этому способствует то, что у большинства сельских жителей имеется продуктивный скот, разработанное приусадебное земледелие, минимально необходимая хозяйственная инфрастуктура и навыки эффективного ведения животноводства и растениеводства. Кроме того, практически все владельцы личных подсобных хозяйств обеспечены пастбищами и сенокосами. Не потеряна хозяйственная связь между частными подворьями и базовыми сельскохозяйственными предприятиями, оказывающими им различного рода помощь техникой, услугами, кормами для скота и т.д.
Опыт прошлых лет показал, что создание одного реального доходного (трудового) места путем формирования товарного личного подсобного хозяйства для государственных и муниципальных органов управления стоит в среднем около 30 тыс. рублей, выделяемых в виде кредита сроком на 1-2 года под 10-20 процентов годовой ставки. Более того, около 50 процентов безработных владельцев подворий практически уже имеют высокотоварные личные подсобные хозяйства, которые необходимо лишь зарегистрировать соответствующим образом.