ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)
РЕМОНТ МАГИСТРАЛЬНОГО НЕФТЕПРОВОДА С ВЫРЕЗКОЙ ДЕФЕКТНОЙ И ВРЕЗКОЙ БЕЗДЕФЕКТНОЙ "КАТУШКИ"
1.1. Типовая технологическая карта (далее ТТК) - комплексный нормативный документ, устанавливающий по определённо заданной технологии организацию рабочих процессов по строительству сооружения с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ. Они рассчитаны на некоторые средние условия производства работ. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ по ремонту дефектов магистрального нефтепровода с вырезкой "катушки". Суть этого вида ремонта заключается в том, что участок трубы с дефектом вырезают и заменяют бездефектной трубой - "катушкой". Вырезка дефекта применяется в следующих случаях:
- недопустимое сужение проходного сечения нефтепровода;
- невозможность отремонтировать трубопровод другими, менее радикальными методами из-за протяженной трещины, глубокой вмятины с трещиной или коррозией, чрезмерной длины дефектного участка и др.
1.2. В настоящей карте приведены указания по организации и технологии производства работ по ремонту дефектов магистрального нефтепровода с вырезкой "катушки", рациональными средствами механизации, приведены данные по контролю качества и приемке работ, требования промышленной безопасности и охраны труда при производстве работ.
1.3. Нормативной базой для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП, ГЭСН-2001 ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.
1.4. Цель создания ТК - описание решений по организации и технологии производства работ по ремонту дефектов магистрального нефтепровода с вырезкой "катушки" с целью обеспечения их высокого качества, а также:
- снижение себестоимости работ;
- сокращение продолжительности строительства;
- обеспечение безопасности выполняемых работ;
- организации ритмичной работы;
- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;
- унификации технологических решений.
1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ по ремонту дефектов магистрального нефтепровода с вырезкой "катушки". Рабочие технологические карты разрабатываются на основе типовых карт для конкретных условий данной строительной организации с учетом её проектных материалов, природных условий, имеющегося парка машин и строительных материалов, привязанных к местным условиям. Рабочие технологические карты регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ.
Конструктивные особенности по прокладке кабеля связи ВОЛС в траншею открытым способом решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ. Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика.
1.6. Технологическая карта предназначена для производителей работ, мастеров и бригадиров, выполняющих работы по ремонту дефектов магистрального нефтепровода с вырезкой "катушки", а также работников технического надзора Заказчика и рассчитана на конкретные условия производства работ в III-й температурной зоне.
2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по ремонту дефектов магистрального нефтепровода с вырезкой "катушки".
2.2. Работы по ремонту дефектов магистрального нефтепровода с вырезкой "катушки" выполняются в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:
час,
где 0,06 - коэффициент снижения работоспособности за счет увеличения продолжительности рабочей смены с 8 часов до 10 часов.
2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при ремонте дефектов магистрального нефтепровода с вырезкой "катушки", входят:
- проведение подготовительных работ;
- подготовка линейных задвижек и проверка их на герметичность;
- остановка перекачки нефти по трубопроводу путем отключения насосных агрегатов НПС и перекрытия участка производства работ линейными или технологическими задвижками;
- врезка вантузов;
- освобождение от нефти ремонтируемого участка нефтепровода;
- вырезка дефектной "катушки" безогневым методом;
- герметизация внутренней полости нефтепровода;
- вварка новой "катушки" и контроль качества сварных соединений;
- открытие задвижек, выпуск воздуха и заполнение трубопровода нефтью;
- вывод трубопровода на необходимый режим работы, обеспечиваемый включением на НПС насосных агрегатов в определенной последовательности для достижения требуемой производительности.
На каждую указанную операцию, оформляется отдельный наряд-допуск.
2.4. Для ремонта дефектов магистрального нефтепровода с вырезкой "катушки" применяется ввариваемая катушка того же диаметра, той же толщины и марки стали, что и соединяемые трубы с припуском на 25-50 мм, длиной не менее 1,22 м, на катушке должен быть указан номер трубы, из которой она вырезана; вантузы 150-200 мм для откачки (закачки 100-150 мм) нефти и вантузы 50 мм для впуска (выпуска) воздуха изготовленные в соответствии с требованиями ТУ 1469-001-01297858-01; тройники и тройниковые соединения сварные; патрубки вантузов должны иметь сертификат на трубы, из которых они изготовлены и соответствовать техническим условиям ТУ 1469-001-01297858-01.
2.5. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: машина безогневой резки труб 325-1420 мм, до 20 мм СМ-307; устройство для вырезки отверстий под давлением типа УВО 100-150 (max ход инструмента 65 мм); кран-трубоукладчик Komatsu D355C-з (длина стрелы 8,56 м, максимальная грузоподъемность 92 т) сварочный агрегат типа АДД на базе передвижной электростанции ДЭС-60 и в качестве ведущего механизма.
| Рис.2. Сварочный агрегат АДД |
Рис.1. Трубоукладчик Komatsu D355C-з | |
Рис.3. Машина СМ-307 | |
| Рис.4. Устройство УВО 100-150 |
2.6. Работы по ремонту дефектов магистрального нефтепровода с вырезкой "катушки" следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:
- СП 48.13330.2011. Организация строительства;
- СНиП III-42-80*. Магистральные трубопроводы;
- РД 153-39.4-067-04. Методы ремонта дефектных участков действующих магистральных нефтепроводов;
- РД 153-39.4-114-01. Правила ликвидации аварий и повреждений на магистральных нефтепроводах;
- РД 153-39.4-130-2002. Регламент по вырезке и врезке "катушек" соединительных деталей, заглушек, запорной и регулирующей арматуры и подключение участков магистральных нефтепроводов;
- ГОСТ Р 51164-98. Трубопроводы стальные магистральные. Общие требования к защите от коррозии;
- СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;
- СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;
- РД 11-02-2006. Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
- РД 11-05-2007. Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
3.1. В соответствии с СП 48.13330.2011 "Организация строительства" до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения запрещается.
3.2. До начала производства работ по ремонту дефектов магистрального нефтепровода с вырезкой "катушки" необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:
- назначить лиц, ответственных за качественное и безопасное выполнение работ, а также их контроль и качество выполнения;
- провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;
- доставить в зону производства работ необходимые машины, механизмы и инвентарь;
- разработать схемы и устроить временные подъездные пути для движения транспорта к месту производства работ;
- обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;
- установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;
- обеспечить рабочих инструментами и средствами индивидуальной защиты;
- подготовить места для складирования материалов, инвентаря и другого необходимого оборудования;
- обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;
- оградить зону проведения работ, вывесить предупредительные плакаты и знаки;
- промывка и проверка герметичности задвижек;
- отвести земли под амбары, котлованы, трассы временных коммуникаций, полевой городок;
- согласовать схемы расположения технических средств и временных сооружений в техническом коридоре;
- составить акт готовности объекта к производству работ;
- получить разрешения на производство работ у технадзора Заказчика.
3.3. До начала работ по ремонту нефтепровода должны быть полностью выполнены все подготовительные работы, в том числе:
- земляные работы;
- прокладка временных трубопроводов в случае возможности перекачки нефти из ремонтируемого участка в параллельный нефтепровод;
- сооружение полевого городка для ремонтного персонала;
- организация связи ремонтной бригады с диспетчером управления.
3.4. В состав земляных работ входят:
- оформление отвода земли и разрешительных документов на производство работ в охранной зоне, согласование ведения земляных работ с владельцами коммуникаций, находящихся в одном техническом коридоре или пересекающихся с МН;
- обозначение опознавательными знаками трассы нефтепроводов и других подземных коммуникаций в данном техническом коридоре;
- подготовка площадки для производства ремонтных работ, вспомогательных площадок;
- устройство проездов для движения техники не ближе 10 м к оси нефтепровода;
- обустройство переездов через нефтепровод оборудованных железобетонными дорожными плитами;
- разработка и обустройство ремонтного котлована;