Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В 2001 - 2005 ГОДАХ"

Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 19.03.2001 N 90

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ИЗ ВЕТХОГО И АВАРИЙНОГО ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В 2001 - 2005 ГОДАХ" Аннотация Республиканской целевой программы "Переселение граждан Республики Бурятия из ветхого и аварийного жилищного фонда в 2001 - 2005 годах"


Около четырех процентов населения Республики Бурятия в настоящее время проживает в ветхих и аварийных домах, не приспособленных для постоянного проживания.

Государство в настоящее время гарантирует гражданам, проживающим в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, право на получение в пользование жилого помещения (ст. 28, 29 Жилищного Кодекса РСФСР). Существующая правовая база не учитывает современного состояния проблемы, связанной с вопросами собственности на объекты жилищной недвижимости. Ответственность государства за улучшение жилищных условий граждан, проживающих в настоящее время в ветхом и аварийном жилищном фонде, оправдана с социальной точки зрения, поскольку основная масса граждан, проживающих в ветхих и аварийных домах, в настоящее время не в состоянии самостоятельно приобрести или получить на условиях найма жилище удовлетворительного качества. Кроме того, следует признать прямую ответственность государства за возникновение проблемы ветхого и аварийного жилья, поскольку до недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечило должной системы эксплуатации и реновации жилищного фонда.

Политическая задача Программы заключается в том, чтобы оценить масштаб проблемы, определить методологию ее решения, объем необходимых финансовых ресурсов, пути их привлечения, в первую очередь, имея в виду внебюджетные средства, а также пути и размеры федеральной поддержки в ее реализации.

Параллельно предстоит обеспечить формирование ответственности собственника жилищного фонда не только за состояние жилищного фонда, но и за его восстановление в случае физического износа или аварийного разрушения, создать рыночные механизмы страхования для минимизации финансовых рисков собственников жилья. После выполнения государством обязательств, определенных данной программой, перед гражданами, проживающими в ветхом или аварийном жилищном фонде, в дальнейшем проблема переселения из ветхого фонда должна рассматриваться как проблема собственника жилищного фонда, а не государства.

Программа ставит задачу ликвидации до 2005 года (включительно) существующего на настоящее время ветхого и аварийного жилищного фонда и фонда, признанного таковым до 2004 года. Это предполагает, что к концу 2003 года должны быть созданы правовые, нормативные, методологические, организационные условия, формирующие ответственность собственника за состояние жилищного фонда, а также рыночные механизмы минимизации финансовых рисков собственников жилья в случае его физического износа или аварийного разрушения.

Исходя из имеющейся информации о площади ветхого и аварийного жилищного фонда, числе проживающих в нем граждан, стоимости 1 кв. м жилья, стоимость реализации Программы составит 4200 млн. рублей.

Решение проблемы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда основывается на определении общих методологических принципов, правовых основ и финансовых механизмов ликвидации ветхого фонда, мер государственной поддержки в решении этой сложной задачи. Но конкретная деятельность, связанная с планированием и организацией работ по переселению людей и ликвидации ветхого и аварийного фонда, по мобилизации финансовых и организационных ресурсов, развитию городских территорий, где располагается ветхий жилищный фонд, лежит на органах местного самоуправления.

В рамках Программы предусмотрена максимально полная юридическая формализация проблемы предоставления жилых помещений гражданам, проживающим в ветхом и аварийном жилищном фонде, с целью определения ее реальных масштабов, механизмов решения и снятия избыточных социальных ожиданий.

Механизмы предоставления жилья ориентированы на максимальную свободу выбора нового жилого помещения самими гражданами. По рекомендации Госстроя России определяется, что наилучшим способом реализации такой свободы является предоставление жилищного сертификата (правовая база по выпуску жилищных сертификатов будет разработана Федеральными органами в 2001 г.). Принципиально важно подчеркнуть, что Программа не является программой строительства социального жилья, а направлена на максимально возможную свободу принятия решений переселяемыми гражданами.

Ключевая проблема в решении задачи ликвидации ветхого жилищного фонда - обеспечение ее необходимыми финансовыми ресурсами. Главная идея, которая закладывается в Программу состоит в том, что федеральная финансовая поддержка будет оказываться тем регионам, которые смогли привлечь к решению этой проблемы существенные ресурсы на местном уровне путем консолидации всех возможных бюджетных и внебюджетных источников финансирования.

Важная задача, которая должна найти свое разрешение в процессе реализации Программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, - это формирование концепции градостроительного развития районов сосредоточения ветхого жилищного фонда. Рассмотрение этой проблемы должно обеспечить не только комплексный подход к ликвидации ветхого жилищного фонда, но и привлечь к решению этой задачи дополнительные внебюджетные ресурсы.

При общей оценке стоимости Программы в 4200 млн. рублей предполагается, что в первые два года она будет финансироваться в основном за счет бюджетных ресурсов всех уровней. За это время будут созданы необходимые методические и организационные предпосылки крупномасштабного привлечения внебюджетных ресурсов для реализации Программы.

Программа предусматривает также федеральные ресурсы для ее реализации. Предполагается, что объем этих ресурсов составит около 10% от общей стоимости Программы.

Главным принципом распределения федеральных ресурсов для реализации Программы в регионах будет принцип софинансирования. Чем большие ресурсы для реализации Программы сможет привлечь регион, тем больший размер финансовой помощи будет предоставляться региону из федеральных источников.

Наряду с этим, при определении размеров федеральной поддержки региональным программам будет учитываться размер ветхого и аварийного фонда в том или ином регионе, возможности привлечения внебюджетных ресурсов для его ликвидации, участие региона в других социальных федеральных программах и другие факторы.