Актуальность создания системы обусловлена необходимостью повышения эффективности информационно-аналитической и организационно-технической поддержки деятельности органов управления Республики Бурятия, направленной на уменьшение риска негативного воздействия на население и экономику региона факторов природного, техногенного характера и повышение безопасности и эффективности автотранспорта, осуществляющего грузовые и пассажирские перевозки.
Система обеспечит решение в масштабах Республики Бурятия следующих задач:
- мониторинг и управление пассажирскими перевозками;
- мониторинг перевозок специальных, опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом;
- обмен информацией, обработка вызовов управления с использованием аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС транспортом территориального центра медицины катастроф, скорой и неотложной медицинской помощи;
- мониторинг и управление школьными автобусами;
- мониторинг автомобильных транспортных средств служб ЖКХ, включая снегоуборочные машины, мусоровозы и другие;
- высокоточное позиционирование транспортного комплекса.
Система включает в себя региональный навигационно-информационный центр мониторинга транспорта, подключенные к нему удаленные диспетчерские центры и пункты предприятий, соответствующие службы Правительства Республики Бурятия и муниципальных образований в республике, а также телематическое бортовое оборудование различной конфигурации, устанавливаемое на транспортные средства. Система позволяет использовать различные каналы связи (GSM/GPRS, УКВ, космическая связь), а также дополнительное оборудование. В настоящее время наиболее целесообразным является использование канала GSM/GPRS (стоимость абонентской платы 500 - 1000 руб./мес. для обслуживания 1 автомобиля без учета трафика речевых переговоров).
В системе предусматривается использование единой для республики картографической основы.
Стоимость бортового оборудования как массового элемента во многом определяет стоимость системы диспетчерского управления в целом. В настоящее время она относительно невысока (13,0 - 15 тыс. рублей).
Опыт эксплуатации на пассажирском транспорте в регионах Российской Федерации (Ярославская, Нижегородская и Калужская область, Республика Саха (Якутия), Республика Адыгея и др.), основанной на использовании спутниковых навигационных систем GPS/ГЛОНАСС, показал высокую эффективность за счет:
- оперативности разрешения аварийных и дорожно-транспортных происшествий, чрезвычайных ситуаций;
- оптимизации графиков движения транспорта и автоматического учета пассажиропотока (для бортовых устройств, оборудованных датчиками входа/выхода);
- повышения регулярности движения автобусов на маршруте;
- снижения холостых ("нулевых") пробегов;
- сокращения нецелевого использования транспорта;
- исключения линейных контролеров на маршруте.
Для более эффективного использования ресурсов и снижения эксплуатационных затрат целесообразно создание регионального навигационно-информационного центра мониторинга транспорта на базе открытого акционерного общества "Региональный навигационно-информационный центр Республики Бурятия", который должен решать следующие задачи:
- предоставление услуг диспетчерского управления на территории республики;
- поддержка и сопровождение программного обеспечения;
- ремонт, техобслуживание технических средств;
- предварительная обработка и передача в соответствующие органы управления информации о работе отслеживаемого транспорта.
ОАО "Региональный навигационно-информационный центр Республики Бурятия", созданное согласно постановлению Правительства Республики Бурятия от 27.12.2012 N 805 "О создании открытого акционерного общества "Региональный навигационно-информационный центр Республики Бурятия", будет выступать в качестве оператора информационно-навигационной системы. В соответствии с подпунктом "в" пункта 4 Правил предоставления и распределения в 2013 - 2014 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на информационно-навигационное обеспечение автомобильных маршрутов по транспортным коридорам "Север - Юг" и "Восток - Запад", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2012 N 1367, уставный капитал общества на момент создания составляет 2 млн. рублей, доля участия Республики Бурятия - 49 %, доля участия ОАО "Навигационно-информационные системы" - 51 %. Между Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством регионального развития Российской Федерации, ОАО "Навигационно-информационные системы" и Правительством Республики Бурятия заключено четырехстороннее соглашение о взаимодействии в сфере информационно-навигацион-ной деятельности.
По Программе "Модернизация здравоохранения в Республике Бурятия на 2011 - 2012 годы" навигационно-связным оборудованием системы ГЛОНАСС были оснащены 182 автомобиля скорой медицинской помощи. Установлено программное обеспечение и серверное оборудование на 600 автотранспортных средствах. В 2014 году планируется дооснастить автотранспортные средства скорой медицинской помощи датчиками топлива, а также установить датчики ГЛОНАСС на приобретаемые в 2013 - 2014 годах автомобили.
Абзацы введены Постановлением Правительства Республики Бурятия от 20.02.2013 N 64