Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 05 марта 2003 года N 76

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Утратил силу, поскольку истек срок действия

С целью повышения качества управления региональными финансами Республики Бурятия Правительство Республики Бурятия постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу реформирования системы управления региональными финансами Республики Бурятия.

2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия Гейдебрехта В.О.

Президент - Председатель

Правительства Республики Бурятия

Л.В. Потапов

Утверждена
постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 05.03.2003 N 76

ПРОГРАММА реформирования системы управления региональными финансами Республики Бурятия

Паспорт Программы реформирования системы управления региональными финансами Республики Бурятия


Наименование  Программы

Программа  реформирования системы управления региональными финансами Республики Бурятия

Основание для  разработки Программы

Федеральный Закон  от 24.12.2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год", статья 55;
 Постановление  Правительства Российской Федерации от 08.05.2002 г. N 301 "Об утверждении  Положения о предоставлении и расходовании субсидий из Фонда реформирования  региональных финансов";
 Распоряжение  Правительства Республики Бурятия от 19.06.2002 г. N 536-р.

Государственный  заказчик Программы

Министерство  финансов Республики Бурятия

Основные  разработчики Программы

Министерство  финансов Республики Бурятия, Министерство экономического развития и внешних  связей Республики Бурятия, Государственный комитет имущественных отношений  Республики Бурятия

Цели и задачи  Программы

Основными целями  Программы являются:  содействие  экономическому развитию Республики Бурятия, повышение инвестиционной  привлекательности республики.  повышение качества  и эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг  населению.  совершенствование  системы управления региональными финансами Республики Бурятия, позволяющей  проводить на республиканском и местном уровне эффективную налогово-бюджетную  политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и  ответственности между органами государственной власти и местного  самоуправления.  Для достижения  поставленных целей необходимо решить следующие задачи:  формирование  реалистичных долгосрочных и краткосрочных прогнозов социально-экономического  развития, как основы финансово-бюджетной политики.  формирование  республиканского и местных бюджетов на основе социальных и финансовых норм и  нормативов по оказанию государственных и муниципальных услуг.  повышение эффективности  расходования бюджетных средств, обеспечение реалистичности республиканского и  местных бюджетов.  совершенствование  межбюджетных отношений.  повышение качества  управления государственным и муниципальным долгом и имуществом.  повышение качества  кадрового состава работников, занятых в сфере управления региональными  финансами.  внедрение  современных методов бюджетного учета, контроля и аудита.

Сроки и этапы  реализации Программы

2003 - 2005 годы

Исполнители  программы

Органы исполнительной  власти и органы местного самоуправления (по согласованию).

Объемы и источники  финансирования, млн.руб.

республиканск ий  бюджет - 25,5;
 федеральный бюджет  - 264,0 (по результатам конкурса на получение субсидий из ФРРФ)

Ожидаемые конечные  результаты реализации Программы

Повышение качества  управления региональными финансами Республики Бурятия  Создание в  финансовой сфере предпосылок для выхода Республики Бурятия на устойчивый  характер развития во всех отраслях экономики и социальной сферы со  стабильными социальными и политическими отношениями.  Повышение  инвестиционной привлекательности республики.

Система  организации контроля за ходом исполнения Программы

Общее руководство  и контроль за осуществлением как программы в целом, так и отдельных  мероприятий, осуществляется Президентом - Председателем Правительства  Республики Бурятия.  Исполнение  программы координируется в рамках соответствующих направлений Первым  заместителем Председателя Правительства Республики Бурятия.  Координационный  совет рассматривает все вопросы реализации Программы.

Без обеспечения реформы в системе государственных финансов невозможны преобразования в экономической и социальной сфере. Постановка амбициозных задач должна сопровождаться укреплением базы предполагаемого прорыва, особенно это, касается сферы управления основными экономическими процессами.

Со времени начала рыночных преобразований серьезные изменения происходили практически во всех сферах жизни республики. Не миновали они и бюджетную отрасль республики, и это касается не только непосредственно бюджетных отношений, но и сферы их влияния.

В настоящее время, система управления различными процессами в республике отстает от степени сложности и развития этих процессов.

Государственное регулирование, которое потребовалось для выстраивания новой системы отношений в экономической жизни республики, несомненно, сыграло положительную роль. Однако вмешательство государства в данную сферу должно быть максимально взвешенным. Реформирование региональных финансов происходит с некоторым запозданием, и на данном этапе требуется ускорение темпов преобразований в этой сфере.

Главным документом, обеспечивающим необходимую динамику реформирования должна стать настоящая Программа.

Основой для реализации данной Программы будет поддержка ее основных положений всеми ветвями власти, осознание необходимости ее реализации, следование ее основным положениям.

Свой отклик Программа должна найти у населения, на улучшение жизни которого (повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг) в первую очередь она ориентирована.

1.1. Цели и задачи реформирования

Назрела необходимость перемен в сфере управления региональными финансами республики в силу невозможности откладывания требующих решения назревших проблем в этой сфере.

В этой связи основными целями реформирования определены:

содействие экономическому развитию, повышение инвестиционной привлекательности Республики Бурятия.

повышение качества и эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг населению.

совершенствование системы управления региональными финансами Республики Бурятия, позволяющей проводить на республиканском и местном уровне эффективную налогово-бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами государственной власти и местного самоуправления.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

формирование реалистичных долгосрочных и краткосрочных прогнозов социально-экономического развития, как основы финансово-бюджетной политики.

формирование республиканского и местных бюджетов на основе социальных и финансовых норм и нормативов по оказанию государственных и муниципальных услуг.

повышение эффективности расходования бюджетных средств, обеспечение реалистичности республиканского и местных бюджетов.

совершенствование межбюджетных отношений.

повышение качества управления государственным и муниципальным долгом и имуществом.

повышение качества кадрового состава работников, занятых в сфере управления региональными финансами.

внедрение современных методов бюджетного учета, контроля и аудита.

1.2. Основные направления реформирования

Реализация программы будет сконцентрирована на следующих ключевых направлениях:

1. Бюджет и бюджетный процесс.

Обоснованность и точность бюджетного планирования остается отправной точкой бюджетного процесса. Нарушение данных установок влечет к формированию практически нескольких бюджетов в течение одного финансового года. Разработка среднесрочных прогнозов социально-экономического развития не может строиться на возможности значительного отклонения, большей частью перевыполнения, основных макроэкономических показателей. Эти и другие проблемы требуют решения не только на уровне технико-методологического аппарата, но и не в последнюю очередь зависят от квалификации кадрового состава финансовых органов.

2. Межбюджетные отношения

Задачи призванные решаться в рамках данного направления требуют совместных действий как федеральных и региональных властей, так и органов местного самоуправления.

В этой сфере чрезвычайно важным представляется обеспечить разграничение доходных источников и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы Республики Бурятия с обеспечением их соответствующими финансовыми ресурсами.

Сокращение встречных финансовых потоков значительно повышает значимость системы распределения финансовой помощи муниципальным образованиям, что потребует значительного изменения и развития используемой в настоящее время методики.

Результаты усилий органов государственной власти Республики Бурятия будут невысоки без соответствующей поддержки реформы системы управления региональными финансами на местном уровне.

3. Управление бюджетными расходами

Расходование средств бюджета должно становиться максимально прозрачным и эффективным. Исходя из этого и будет строиться реформирование в указанной сфере. Неэффективные процедуры расходования бюджетных средств могут свести на нет все попытки, направленные на пополнение бюджета и эффективного управления активами и пассивами.

Вопрос об использовании конкурсов при осуществлении государственных и муниципальных закупок решен законодательно. Задача стоит в развитии практики применения этой процедуры.

Здесь же предстоит решить задачи эффективности расходов в целом, как выстраивание приоритетов, решение о целесообразности и результативности расходов республиканского и местных бюджетов, дающих максимальный социальный и экономический эффект.

Повышение эффективности системы государственной поддержки экономического роста позволит не только обеспечить эффективное использование средств республиканского и местных бюджетов, направляемых на инвестиционные цели, но и значительно их преумножить.

4. Развитие налоговой базы

Развитие собственной доходной базы и, в частности, ее налоговой составляющей является для республики чрезвычайно актуальной в условиях высокого уровня дотирования из федерального бюджета, и связанных с этим ограничений в процессе исполнения бюджета.

Использование всех видов налоговых льгот должно базироваться на четкой методике расчета эффекта от их предоставления. Перспективой является использование механизма предоставления налоговых кредитов.

Недопустимость использования неденежных форм расчетов с бюджетом является несомненной.

Будет продолжена работа по мониторингу деятельности крупнейших бюджетообразующих налогоплательщиков.

5. Управление долгами

Анализ долгов республиканского и местных бюджетов, должен строиться на современных методиках, путем рассмотрения государственного и муниципальных долгов консолидировано. Политика Правительства Республики Бурятия должна быть направлена на стабилизацию положения с обязательствами органов местного самоуправления, способствовать приведению их размеров в рамки установленных законодательством ограничений. Планомерная работа по выходу Республики Бурятия на крупнейшие кредитные рынки, с использованием современных рыночных механизмов должна стать приоритетной в среднесрочной перспективе.

6. Управление государственной собственностью

Инвентаризация государственной собственности Республики Бурятия должна быть проведена в первую очередь. Только реализовав данное мероприятие можно обеспечить эффективное использование и защиту государственного имущества. Доходы от его использования являются потенциальным резервом республиканского бюджета, который в настоящее время в полной мере не используется.

9. Бюджетный учет, отчетность, контроль и аудит

Проведение систематического аудита бухгалтерской отчетности органов государственной власти, местного самоуправления Республики Бурятия и бюджетных учреждений, в том числе с привлечением независимых аудиторских компаний и публикация его итогов в СМИ должно стать нормой. Заключение аудиторских компаний по вопросу исполнения республиканского бюджета обеспечит прозрачность и открытость бюджета и бюджетного процесса, повысит доверие населения к органам исполнительной власти Республики Бурятия.

Дальнейшее развитие должен получить финансовый контроль со стороны Министерства финансов Республики Бурятия.

2.1. Бюджет и бюджетный процесс

2.1.1. Планирование и утверждение республиканского и местных бюджетов

Исходное состояние.

Качество планирования республиканского и местных бюджетов ежегодно улучшается, но остается на недостаточно высоком уровне. В 2000-2002 годах принималось по четыре Закона в год о внесении изменений в республиканский бюджет. По местным бюджетам ситуация сложнее. Если в половине муниципальных образований своевременно вносятся изменения в Решения депутатов о бюджетах муниципальных образований, то местные бюджеты остальных муниципальных образований исполняются со значительными отклонениями.

Доходная часть республиканского и местных бюджетов в основном планируется на основе прогноза показателей экономического развития Республики Бурятия и, соответственно, зависит от их точности. Для повышения качества планирования доходов республиканского и местных бюджетов проводится работа с бюджетообразующими организациями республики по прогнозу показателей их хозяйственной деятельности, заключаются соответствующие соглашения. Вместе с тем, объем планируемых доходов за последние два года в среднем занижается на 20-30 %. Одной из причин является действующая в настоящее время процедура согласования доходов местных бюджетов Правительства Республики Бурятия с органами местного самоуправления, используемых для расчета финансовой помощи из республиканского бюджета.

Расходная часть республиканского бюджета планируется в рамках собственных доходов и финансовой помощи из федерального бюджета. Расходы республиканского бюджета делятся на так называемые "текущие" расходы и расходы регионального развития.

Текущие расходы в основном планируются по "отраслевому" принципу на основе фактического исполнения за предыдущий год с учетом инфляции, объемов заключенных договоров, стороной которых выступает Правительство Республики Бурятия и предполагаемого повышения заработной платы. Расходы регионального развития формируются на основе Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002-2004 годы.

В целях обеспеченности сбалансированности республиканского бюджета ежегодно определяются приоритетные направления расходов, которые отражаются в Бюджетных посланиях Президента Республики Бурятия, Концепциях формирования республиканского бюджета.

В республиканском и местных бюджетах Республики Бурятия на 2002 год приоритетными направлениями расходов приняты следующие:

своевременная выплата заработной платы с начислениями работникам бюджетной сферы;

текущие расчеты за тепло- электроэнергию и сокращение кредиторской задолженности;

расходы регионального развития в соответствии с Программой социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002-2004 годы.

В республиканском и местных бюджетах на 2003 год приоритетными направлениями расходов приняты следующие:

своевременная выплата заработной платы с начислениями работникам бюджетной сферы;

текущие расчеты за тепло- электроэнергию и ликвидация кредиторской задолженности;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»