Недействующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2002-2004 ГОДЫ

5.1. Цели и задачи структурной политики


Индикатором структурных сдвигов в экономике в целом служит динамика изменения структуры валового продукта (ВРП).

За годы экономических реформ структура ВРП претерпела значительные изменения.

В период с 1991 по 1995 годы структурные сдвиги в экономике происходили под влиянием государственной политики направленной на поддержку инфраструктурных отраслей, что обусловило рост удельного веса транспорта и связи с 9,1 процента в 1991 году до 24,9 в 1995 году, а электроэнергетики с 5 процентов в 1991 году до 35 процентов.

За этот период вклад сельского хозяйства в производство ВРП снизился примерно вдвое с 13,6 процентов до 7,7 процентов, а промышленности на треть - с 36,4 процентов до 26,3 процентов.

Общее падение объемов промышленного производства обусловило снижение доли производства добавленной стоимости в сфере производства товаров с 66,6 процентов в 1991 году до 42,5 процентов в 1994 году, в том числе доля промышленности снизилась на 10 пунктов (с 36,4 до 26,3 процентов), строительства с 13,6 процентов до 8,4 процентов.

В период с 1994 по 1998 годы сформировались новые пропорции в экономике и к концу периода сложился некий баланс между производством добавленной стоимости в сфере производства и сфере услуг.

С началом экономического роста в 1999 году, идет процесс формирования новой экономической структуры, под влиянием фактора девальвации рубля и высокого рентного дохода в добывающих отраслях: золотодобыче, угольной промышленности, лесозаготовке и отраслях, напрямую связанных с ними.

В перспективе, такая структура не стабильна, и подвержена большой зависимости от внешней конъюнктуры и состояния запасов ресурсов.

Из-за длительного инвестиционного спада, приведшего к выбытию производственных мощностей, ухудшению качества производственного аппарата, внедрения новых технологий, хозяйственному комплексу республики грозит опасность долгосрочной разбалансированности экономики.

За период 1991 - 1999 годов они сократились почти на 30%. Произошло ухудшение качества производственного аппарата. Степень износа производственного оборудования в промышленности достигла почти 60%, а его средний возраст - 16 лет (нормальный срок службы оборудования составляет по мировым стандарта 8 - 10 лет. В настоящее время этому стандарту удовлетворяет менее 30% парка промышленного оборудования).

Почти треть машин и оборудования в промышленности полностью изношены и нуждаются в скорейшей замене.

Развитие этих негативных тенденций представляет собой одну из главных проблем, с которыми столкнется экономика в ближайшее десятилетие. При сохранении сегодняшнего уровня инвестиций экономика республики окажется перед перспективой массового выбытия производственного потенциала в сельском хозяйстве, пищевой промышленности, машиностроении, энергетике.

Практически невозможно будет сохранить свои позиции не только на внешнем, но и на внутреннем рынке, обеспечить продовольственную и энергетическую безопасность республики.

Поэтому, в настоящее время, возможности некапиталоемкого роста за счет повышения загрузки производственных мощностей ограничены. Учитывая масштабы и темпы физического и морального старения производственно - технологического аппарата, необходимо во главу угла поставить обновление основного капитала. Чтобы обеспечить требуемую экономическую динамику, объем капиталовложений должен быть удвоен за 10 лет, а за ближайшие четыре года, увеличен не менее чем на 40 - 50%, т.е. со среднегодовым темпом 7 - 8%.

Поэтому, главная цель структурной политики в среднесрочной перспективе - предупреждение долгосрочной разбалансированности экономики.

Задачи структурной перестройки и экономического роста взаимосвязаны, при их решении необходимо:

Во-первых, учитывать существующие возможности и целесообразность восстановления прежних пропорций в экономике с обеспечением максимальной занятости населения и загрузки производственных мощностей.

Во-вторых, создавать устойчивые корпоративные структуры, способные успешно конкурировать на внешних рынках и противодействовать вычленению отдельных предприятий и производств с последующей утратой контроля над финансовыми потоками и ресурсами стратегического значения.

В-третьих, соблюдать баланс интересов между расходами на поддержание существующих производств и на создание новых.

В-четвертых, находить компромиссы между отраслевыми и территориальными приоритетами, позволяющими использовать наилучшим образом конкурентные преимущества территорий и способствующими расширению бизнеса, горизонтальной и вертикальной интеграции.

Проведение структурной политики невозможно при работе с отдельными разрозненными предприятиями. До сих пор все формы государственной поддержки, включая и инвестиционную, Правительство республики проводило с конкретным предприятием, учитывая только эффективность самого инвестиционного проекта без отраслевой и тем более межотраслевой и территориальной увязки.

Учитывая тенденции развития мировой экономики, в среднесрочной перспективе необходимо приступить к созданию мощных корпоративных структур со своим именем и товарным знаком. Необходимые предпосылки для их создания в республике есть. Формирование крупных производственно - финансовых структур позволит решить следующие задачи:

- обеспечения конкурентоспособности товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;

- создания целостных производственно - технологических комплексов, восстановления технологической кооперации;

- реструктуризации отдельных предприятий, их финансовой санации и вывода из эксплуатации устаревших производственных мощностей;

- реализации крупных инвестиционных проектов, направленных на техническую реконструкцию производственного аппарата;

- восстановления единой управленческой вертикали, поиска партнеров для государства при формировании и реализации крупных государственных проектов и программ;

- развития межрайонных и межрегиональных связей, выравнивания экономического потенциала территории республики;