В последние годы в республике наметилась тенденция увеличения объемов внутреннего государственного долга. В связи с этим требуется создание эффективного, целостного механизма по его управлению. На 2002 - 2004 годы определена задача - максимально ограничить отрицательное влияние на экономику и социальную сферу республики расходов по обслуживанию и погашению внутреннего государственного долга. В связи с чем, предлагается:
- занять позицию консервативного управления долгом, что позволит полностью и своевременно выполнять обязательства как по внутреннему, так и по внешнему долгу;
- продолжить работу над повышением срочности и снижения стоимости заемных средств;
- на практике реализовать правовые нормы, утвержденные законом о бюджете уже в этом году, т.е. отказ от заимствований на финансирование кассовых разрывов при исполнении бюджета. Осуществление заимствований только на финансирование дефицита бюджета и реструктуризацию основной суммы государственного долга.
Проблему финансирования бюджетного дефицита в Республике Бурятия нельзя рассматривать только относительно обязательств республиканского бюджета, это проблема всех местных бюджетов республики.
Существует необходимость установления зависимости между планированием бюджетного дефицита и инвестиционными вложениями в развитие экономики. Превышение темпов роста расходов бюджета над темпами роста доходов по причине инвестирования средств в производственную сферу, одновременно приводит к их накоплению и последующей капитализации.
Если же причиной дефицита являются расходы, направленные только в социальную сферу, то здесь необходимо ориентироваться на реальный рост производительности труда, реальный рост доходов населения республики.
Для этого необходимо провести следующие мероприятия:
1. Проведение реструктуризации государственного долга.
2. Сохранение репутации республики как надежного и кредитоспособного заемщика и партнера.
3. Построение рыночного механизма заимствований.
4. Получение кредитных рейтингов.