Недействующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2002-2004 ГОДЫ

4.1.4. Расходы консолидированного бюджета в среднесрочной перспективе


Следуя принципам сбалансированности бюджета и полного выполнения, взятых на себя обязательств, республика должна отказаться от тех обязательств, финансирование которых не было возможным в прошлом и не будет возможно в обозримом будущем.

Реальность бюджета определяется как собираемостью средств, так и обоснованностью планируемых затрат. Формирование бюджетов должно строиться исключительно на основе оценки эффективности расходов, в полном соответствии с полномочиями различных уровней власти.

Планирование бюджетных расходов в условиях предельной ограниченности ресурсов будет значительно облегчено в результате приведения обязательств бюджета республики в соответствие с его ресурсами, и основной задачей станет пересмотр структуры расходов, вытекающий из приоритетов государственной политики.

Низкий уровень оплаты труда работников бюджетной сферы тормозит вложение инвестиций в социальную сферу, препятствует реформированию ЖКХ и, в конечном счете, сдерживает экономическое развитие республики. Поэтому в первую очередь необходимо приступить к реализации политики повышения заработной платы бюджетникам, опережая темпы инфляции при категорическом недопущении образования кредиторской задолженности. Повышение заработной платы планируется ежегодно в следующих размерах: в 2001 году в 1,5 раза, в 2002 - в 1,2 раза, в 2003 - в 1,2 раза, в 2004 году - в 1,2 раза (с 1 июля каждого года).

Повышение приоритетных расходов будет осуществляться, прежде всего, и за счет сокращения заведомо неэффективных расходов бюджета, а после инвентаризации расходов - выявленных неэффективных расходов.

В первую очередь, это снижение затрат в жилищно - коммунальном хозяйстве, которое является огромным резервом для реализации программы экономии государственных расходов.

Одним из источников повышения приоритетных бюджетных расходов станут средства, высвобожденные в результате перехода жилищно - коммунального хозяйства на режим безубыточного функционирования. Для получения реального результата необходимо провести большую работу по устранению существующих проблем в данной отрасли.

Одна из основных проблем - это отсутствие действенной оценки механизмов ценообразования на услуги естественных монополий, которые не заинтересованы в снижении издержек производства, а также во внедрении новых ресурсов и технологий, слабая организация работы по ресурсосбережению на предприятиях ЖКХ и среди населения, отсутствие системы учета расходования тепла и воды, что не позволяет в конечном счете реально оценить их потери и определить пути снижения затрат на эти виды услуг.

Поэтому перед отраслью стоят три главные задачи: снизить расходы бюджетной системы, стимулировать энергосбережение и исключить дальнейшее снижение уровня предоставляемых услуг.

Существующая система финансирования не позволяет должным образом производить обслуживание объектов ЖКХ, износ основных фондов которого составляет 40 - 60%. Частично производится финансирование текущих эксплуатационных расходов, повсеместно катастрофически низок объем капитальных вложений. Необходимо усовершенствовать систему финансирования ЖКХ, чтобы исключить дальнейшее снижение уровня предоставляемых услуг и развал основных фондов.

Изменение порядка финансирования жилищно - коммунального хозяйства не решает проблем высокой изношенности котельных и тепловых сетей, водоснабжения и канализации, выполнения капитального ремонта жилищного фонда в полном объеме, технического перевооружения и модернизации отрасли. Реформа ЖКХ на первых этапах носит затратный характер, поэтому необходимо определить источники ее первоначального финансирования, в том числе на государственном уровне.

Для реализации программы реформирования ЖКХ необходимо:

1. добиться к 2003 году снижения бюджетных расходов по финансированию жилищно - коммунального хозяйства и предусматривать при формировании местных бюджетов расходы на капитальный ремонт жилищного фонда как приоритетные, с увеличением финансирования на эти цели по сравнению с предыдущим отчетным периодом;

2. ввести строжайший режим экономии топливно - энергетических ресурсов бюджетной сферы и муниципального хозяйства;

3. разработать порядок, обеспечивающий государственную поддержку программ развития объектов жилищно - коммунального хозяйства, в том числе через механизмы компенсации расходов, возникающих в результате решений, принятых федеральными органами государственной власти; ввести порядок обязательной экспертизы механизмов ценообразования на тарифы и услуги естественных монополий.

4. в целях совершенствования системы предоставления адресных жилищных субсидий для компенсации расходов на ЖКУ малообеспеченным семьям передать вопросы возмещения этих расходов органам социальной защиты населения.

5. с учетом неудовлетворительного технического состояния коммунальных систем в республике проработать в Правительстве Российской Федерации вопрос о финансировании через Фонд реализации федеральной программы социально - экономического развития Республики Бурятия капитальных вложений в основные фонды жилищно - коммунальной сферы.

По предварительным расчетам общий объем расходов в целом по разделу "Жилищно - коммунальное хозяйство" ежегодно будет снижаться до полной реализации программы реформирования жилищно - коммунального хозяйства в 2003 году и должен составить порядка 914,9 млн. рублей.

Расчеты произведены с учетом финансирования из бюджета разницы в ценах на коммунальные услуги, оказываемые населению в 2001 году 20%, в 2002 году - 10%, в 2003 - 2004 годах - без возмещения. В тоже время при расчетах учтено финансирование льгот различным категориям граждан. Так, размер субсидий, учтенных при расчетах, увеличивается с 105,0 млн. рублей в 2001 году до 170,6 млн. рублей в 2004 г.

Третьим по важности приоритетом является финансирование социальных и инвестиционных Программ. На среднесрочную перспективу определен перечень программ, имеющих первоочередное значение. Реализацию планируется осуществлять в рамках, предусмотренных средств в бюджетах 2002 - 2004 года. Для эффективного использования бюджетных средств по каждой Программе определен социальный или экономический эффект.

Одним из приоритетных направлений бюджетной политики в сфере расходов является определение эффективности вложения государственных средств в развитие производства. Необходимо закрепить положительные тенденции в экономике и выйти на режим устойчивого роста. Приоритетным направлением инвестиционной политики станут комплексное обновление производственной и непроизводственной инфраструктуры и содействие научно - техническому прогрессу. Это позволит создать благоприятный инвестиционный климат в республике и обеспечить высокие и устойчивые темпы роста экономики.

Поэтому планируется рост не только по абсолютным суммам расходов по разделу "Промышленность, энергетика и строительство" (включая инвестиции на развитие производства) с 300,0 млн. рублей в 2001 году до 1300,0 млн. рублей в 2004 году, но и существенное увеличение удельного веса этих расходов в общей сумме прогнозируемых расходов на 2004 год с 2% в 2000 году до 14% в 2004 г.