Прогнозирование доходов бюджетов всех уровней должно основываться на показателях финансового потенциала территорий, то есть совокупности всех финансовых ресурсов, накопленных, производимых и привлеченных соответствующей территорией. При этом важно учитывать реальное стимулирование органов местного самоуправления в росте финансового потенциала как основы роста бюджетных доходов в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Для этого необходимо провести инвентаризацию финансовых ресурсов, которыми располагают экономические субъекты.
В целях реализации данной задачи требуется совершенствовать систему планирования доходной части бюджета. В первую очередь - это внедрение системы мониторинга за финансовым состоянием всех крупнейших бюджетообразующих налогоплательщиков - предприятий с целью определения эффективных мер по обеспечению роста производства и повышения налоговой дисциплины.
При росте налогооблагаемой базы возможно увеличение финансового потенциала бюджетной системы, что в итоге даст реальную возможность снизить налоговую нагрузку на реальный сектор экономики и позволит осуществлять контроль за размерами налогооблагаемой базы республики.
Наличие большого числа налоговых льгот продолжает оставаться серьезной проблемой налоговой системы. Принятие решений по сокращению числа налоговых льгот, изменению порядка их предоставления не только обеспечит рост объема доходов бюджетной системы, но и создаст возможности для дальнейшего снижения общего размера налогового бремени.
Для обеспечения своевременности и полноты поступлений в бюджетную систему республики налогов и сборов "живыми деньгами", оздоровления платежной дисциплины, предполагается в течение 2001 - 2004 годов полностью прекратить любые формы зачетов в расчетах с бюджетом. Масштабы этих отношений в 2000 году по сравнению с предыдущими годами еще имеют место, хотя их уровень сократился до 26% (в 1999 году - 40%), что отрицательно сказывается на состоянии бюджетной системы и экономики в целом.
Необходимо усилить платежную дисциплину предприятий. К предприятиям, не принимающим мер по исполнению налоговых обязательств, должны более решительно применяться механизмы обращения взыскания на имущество и процедуры банкротства, наладить эффективную и прозрачную работу центров по реализации арестованного имущества неплательщиков.
Начиная с 2001 года, предусматривается стимулирование органов местного самоуправления в росте их финансового потенциала, что в свою очередь позволит существенно увеличить объем доходов в бюджет республики за счет распределения доходов по регулирующим федеральным и республиканским налогам, поступившим в республиканский бюджет сверх сумм, предусмотренных плановыми заданиями каждому муниципальному образованию.
Выполнение намеченных задач позволит увеличить объем собственных доходов бюджета республики с 2375,0 млн. рублей в 2000 году до 5425,0 млн. рублей в 2004 году сумма (с учетом инфляционных параметров), то есть на 128 процентов. Ежегодный рост доходов составит в среднем 17 - 25 процентов по сравнению с предыдущим годом. Основной прирост планируется получить за счет группы основных налогов: налога на доходы физических лиц, налога с продаж, налога на прибыль.
Дополнительное поступление доходов в бюджетную систему Республики предполагается привлечь также путем планомерного реформирования регионального законодательства по налогам и сборам. На первом этапе реформирования планируется внести дополнение в Закон Республики Бурятия "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" в части перевода на уплату налога предприятий розничной торговли.
По прогнозным показателям сумма трансферта, поступающая из федерального бюджета, ежегодно будет увеличиваться на 20 - 22 процента и составит в 2002 году 3500,0 млн. рублей, 2003 г. - 4200 млн. рублей, 2004 г. - 4980,0 млн. рублей.
В целом доходы консолидированного бюджета по расчетам составят в 2001 году 5820,0 млн. рублей, 2002 г. - 7440,0 млн. рублей, 2003 - 8837,0 млн. рублей, 2004 - 10405,0 млн. рублей.