Недействующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2002-2004 ГОДЫ

3.12.1. Анализ состояния


В последние годы на потребительском рынке республики произошли значительные преобразования. Современный потребительский рынок отличается относительно высокой насыщенностью, отсутствием товарного дефицита. Динамизм объемов и структуры реализации товаров и услуг постепенно приобретает все более устойчивый характер.

Изменилась инфраструктура сферы потребительского рынка. С проведением приватизации предприятия получили полную правовую и хозяйственную самостоятельность.

По состоянию на 01.01.01 в целом по республике функционирует 3044 предприятия розничной торговли, 1058 предприятий общественного питания, 349 павильонов, 717 киосков, 106 рынков по торговле продовольственными, непродовольственными, смешанными товарами на 8989 р. м., в т.ч. крытых - 33 на 2134 р. м.

В объеме оборота большую часть занимает оборот предприятий негосударственной формы собственности.

В последние годы улучшается обеспеченность населения торговыми площадями. По состоянию на 01.01.01 на 1000 жителей республики она составляет 68,0%, при 62,4% в 1999 году, и 80,4% - в 1994 году, в том числе по г. Улан-Удэ соответственно - 69,8%; 61,0%; 77,4%.

Развивается специализированная сеть по продаже хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молочной продукции, радиотоваров, хозяйственных товаров, строительных материалов, мебели и пр.

Дальнейшее развитие получила фирменная торговля. С целью наращивания объемов товарооборота предприятия переходят на круглосуточный режим работы.

В целях сокращения доли неорганизованной торговли, улучшения торгового обслуживания населения, начат поэтапный перевод рынков, не отвечающих установленным требованиям, в рынки организованной торговли.

За период 1998 - 2000 гг. в г. Улан-Удэ введены в эксплуатацию торговые предприятия, отвечающие современным требованиям - универсам "Спутник", магазины "КампоМос", "Сибиряк", "Караван", торговый центр "Большой", рынок "Туяа" с общим числом торговых мест 500 единиц, первая очередь Торгово - делового и гостиничного Центра по ул. Цивилева с торговым залом на 100 мест и гостиницей на 32 места. Проведена инвентаризация мелкорозничной сети.

Вместе с тем, позитивные тенденции развития внутренней торговли сопровождаются рядом проблем:

1. Во внутренней торговле сосредоточен значительный объем неучтенного (сокрытого) оборота, в результате имеют место значительные параметры скрытой и неформальной деятельности в структуре валовой добавленной стоимости отрасли.

2. Регулирование развития торговой инфраструктуры рассредоточено, в результате чего проявляется диспропорциональность в развитии отдельных звеньев торговой системы.

3. Невысокий уровень концентрации капитала предопределяет функционирование в основном мелких и средних торговых предприятий.

4. Рыночные преобразования в торговле резко обострили проблему информационного обеспечения. Фонд информационной системы должен опираться как на государственную статистику, так и на информацию систем предприятий оптовой и розничной торговли. Важным системообразующим элементом всей информационной системы должны стать периодически проводимые обследования субъектов, осуществляющих торговую деятельность.

5. На потребительском рынке сложилась в целом достаточно сложная система контроля качества и безопасности товаров, которая не способствует коренным изменениям в вопросах обеспечения безопасности и качества реализуемых товаров.

6. Из-за слабого финансового состояния предприятий отрасли медленно внедряются новые технологии торговли, штриховое кодирование потребительских товаров, компьютеризация учета поступления и движения товаров.

Неоправданно ускоренная приватизация крупных оптовых предприятий, находящихся в федеральной собственности, разрушила сложившуюся систему товароснабжения. Опт утратил функцию связующего звена между производственной сферой и розничной торговлей.

Изменения организационной структуры управления производством и реализацией товаров и услуг нарушили все виды взаимодействия как по вертикали, так и по горизонтали.

В этот период формирование информационного обеспечения наблюдений за функционированием потребительского рынка представлял собой стихийный, никем не управляемый и не регулируемый процесс.

Отсутствовал какой-либо учет создаваемых баз данных о состоянии и развитии товарных рынков. В настоящее время отсутствует информация о движении продукции и товаров: производство, поставка, продажа (оптовая, розничная), запасы (в промышленности, опте, рознице), сведения об объемах ввоза и вывоза формируются только на федеральном уровне, при этом субъекты малого предпринимательства, индивидуальные предприниматели не учитываются.

Разрозненность, неполнота, бессистемность информации, ее фрагментарность и несопоставимость, затрудняют и не способствуют правдивой оценке развития потребительского рынка республики.

В условиях рыночной экономики качественно новое содержание приобретает коммерческая деятельность предприятий на потребительском рынке.

По подавляющему большинству позиций основной номенклатуры, продажа товаров в натуральном выражении по сравнению с 1994 г. уменьшилась на 40 - 50%.

Сократилась емкость рынка по колбасным изделиям на 39,3%, цельномолочной продукции - на 24,1%, масла животного - на 54%, сыров жирных - на 58,2%, рыбы на 11%, кондитерских изделий - на 33,6%, плодоовощных консервов - на 28,5%.

Насыщение рынка продовольствием и промышленными товарами до августа 1998 г. происходило в значительной степени за счет увеличения доли импорта.

Не выдерживая конкуренции, отечественная промышленность постепенно сдавала позиции зарубежным товаропроизводителям. Увеличился удельный вес ввозимой продукции по отношению к уровню 1994 г. по колбасным изделиям, мясным консервам, цельномолочной продукции, рыбе, рыбным консервам, муке, крупе, кондитерским изделиям, плодоовощным консервам, пиву, безалкогольным напиткам.

Структурные изменения форм собственности повлияли на увеличение рыночной доли индивидуальных предпринимателей в ресурсном обеспечении ввозимой продукции. По итогам 2000 года их рыночная доля составляет: по рыбе - 68%, рыбным консервам - 91%, маслу растительному - 87,5%, крупе - 85,5%, маслу животному - 85,2%, сахару - 83,5%, маргариновой продукции - 78,5%, кондитерским изделиям - 73,8%, соли - 73%, муке - 65,7%, чаю - 63,9%, молочным консервам - 59,1%, макаронным изделиям - 51,4%.

Начиная с 1995 года, произошло резкое сокращение легально производимой алкогольной продукции. Так, объем производства водки и ликероводочных изделий в 1998 г. сократился относительно 1994 г. на 65%. Снижение объем производства местными предприятиями производителями обусловлено ростом объемов нелегального производства, в котором подавляющую часть занимает более дешевая по сравнению с этиловым спиртом из пищевого сырья спиртосодержащая жидкость (отходы гидролизных заводов).