Изменение экономических отношений в стране, острые финансово - экономические проблемы ликвидировали существовавший до этого действенный механизм контроля за соблюдением законности в различных сферах жизни общества, в том числе и в области трудовых отношений, что не замедлило сказаться и на состоянии пенсионного обеспечения, которое еще не создает благоприятных условий проживания престарелых и нетрудоспособных граждан республики.
Специфика, сложившейся в республике ситуации с пенсионным обеспечением, характеризуется прежде всего дальнейшим ростом численности пенсионеров с 217.3 тыс. чел. в 1995 году до 231 тыс. чел. по состоянию на 01.01.2001. При этом соотношение численности занятых в экономике к численности пенсионеров снизилось за этот же период с 1.9 до 1.5, что свидетельствует о финансовой неустойчивости пенсионной системы республики.
Низкое соотношение численности между занятыми в экономике и пенсионерами обусловлено не только демографическими факторами, но и низким, по сравнению с развитыми странами, возрастом выхода на пенсию для женщин и распространением практики досрочного, на 1,5 и более лет ранее обусловленного возраста, выхода на пенсию.
Благодаря принятым мерам существенно возросли поступления доходов в Пенсионный фонд. Так за 2000 г. поступило страховых взносов в размере 1863,1 млн. руб. или 121% плана, всего доходов в денежном выражении поступило 1920,7 млн. руб. или 123,9% плана.
Все это позволило увеличить размер компенсационных выплат, произвести в 2000 г. пенсионерам единовременные выплаты и проиндексировать все виды пенсий. Проведенные индексации пенсий и повышение компенсационных выплат позволило увеличить в 2000 г. средний размер пенсии до 802,2 руб., что на 51,3% больше, чем в 1999 г.
Соотношение средней пенсии с компенсацией к среднемесячной оплате труда составляет 40,8%, соотношение минимальной пенсии к прожиточному минимуму пенсионера - 127,4%.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 29.01.2000 N 115 в Республике Бурятия реализовано дополнительное финансирование из Пенсионного фонда России на сумму 25,2 млн. руб. При этом значительно укреплена материально - техническая база в государственных и муниципальных стационарных учреждениях социального обслуживания для престарелых и инвалидов.
Однако проблема стабилизация финансовой ситуации, связанной с выплатой пенсий, определяет необходимость проведения в ближайшие годы мероприятий по реформированию системы пенсионного обеспечения.