Система образования Республики Бурятия направлена на обеспечение условий для реализации конституционных прав граждан на получение при равных возможностях современного образования на всех его уровнях.
По состоянию на 01.01.2001 в системе образования функционируют 375 дошкольных образовательных учреждения с контингентом 19,3 тыс. человек, более 1000 образовательных учреждений с контингентом обучаемых более 200 тыс. человек, 129 учреждений дополнительного образования с контингентом 63,3 тыс. человек.
Профессиональное образование представлено 64 государственными учебными заведениями, в которых обучается 51,7 тыс. человек.
Тенденция снижения бюджетных расходов, несовершенство нормативно - правовой базы, вызвали негативные явления в системе образования республики. Это привело к накоплению хронической задолженности по оплате коммунальных расходов, заработной платы, по выплате компенсаций на приобретение книгоиздательской продукции.
В целом, потребность финансовых средств учреждений образования в 2000 году была обеспечена в пределах 58%, с учетом погашения задолженности средств за предыдущий год. На 1 февраля 2001 г. задолженность средств по учреждениям образования составила 400,9 млн. руб.
Основными проблемами в системе дошкольного и общего среднего образования являются увеличение количества детей, не посещающих школу по причинам социально - экономического характера, ухудшение здоровья учащихся.
Из-за сокращения сети дошкольных учреждений нарушается преемственность дошкольного и начального общего образования. Процесс обновления содержания образования сдерживается отсутствием необходимого количества учебников и пособий, невысок охват учащихся дополнительным образованием. В общеобразовательной школе одной из основных проблем остается решение вопроса разрыва системы обучения и воспитания.
Темпы износа материально - технической базы опережают темпы строительства и капитального ремонта зданий и сооружений. Практически прекращено строительство образовательных учреждений в сельской местности.
В целом сохраняется проблема кадрового обеспечения системы образования, отмечается тенденция "старения" преподавателей, незначителен приток молодых кадров, не реализуется гарантированное государством жилищно - бытовое обустройство и выплаты льгот молодым специалистам.
Основными проблемами профессионального образования являются: отсутствие прогноза потребности в квалифицированных кадрах и специалистах, несоответствие количества и структуры их подготовки с запросами рынка труда; трудоустройство и закрепление выпускников; вопросы социальной защиты студентов и профессорско - преподавательского состава; моральное и физическое старение материально - технической и учебно - лабораторной базы, отсутствие в достаточном количестве необходимых учебников и литературы.
Существенно возрос уровень фактической платности услуг в образовании (53,3 млн. руб. - за 2000 г., 35,5 млн. руб. - за 1999 г.). Это привело к тому, что услуги стали недоступными для малообеспеченных слоев населения (плата за содержание в дошкольных учреждениях, школах - интернатах и т.д.).
Сокращение объемов финансирования в сфере образования привело к формализации государственных гарантий общедоступности и бесплатности общего среднего и профессионального образования. Сложившаяся ситуация в образовании требует внесения изменений в существующий порядок расходования бюджетных средств, формирования эффективных механизмов реализации социального заказа системы образования и осуществления его модернизации.