Недействующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2002-2004 ГОДЫ

3.3.1. Анализ ситуации


Система образования Республики Бурятия направлена на обеспечение условий для реализации конституционных прав граждан на получение при равных возможностях современного образования на всех его уровнях.

По состоянию на 01.01.2001 в системе образования функционируют 375 дошкольных образовательных учреждения с контингентом 19,3 тыс. человек, более 1000 образовательных учреждений с контингентом обучаемых более 200 тыс. человек, 129 учреждений дополнительного образования с контингентом 63,3 тыс. человек.

Профессиональное образование представлено 64 государственными учебными заведениями, в которых обучается 51,7 тыс. человек.

Тенденция снижения бюджетных расходов, несовершенство нормативно - правовой базы, вызвали негативные явления в системе образования республики. Это привело к накоплению хронической задолженности по оплате коммунальных расходов, заработной платы, по выплате компенсаций на приобретение книгоиздательской продукции.

В целом, потребность финансовых средств учреждений образования в 2000 году была обеспечена в пределах 58%, с учетом погашения задолженности средств за предыдущий год. На 1 февраля 2001 г. задолженность средств по учреждениям образования составила 400,9 млн. руб.

Основными проблемами в системе дошкольного и общего среднего образования являются увеличение количества детей, не посещающих школу по причинам социально - экономического характера, ухудшение здоровья учащихся.

Из-за сокращения сети дошкольных учреждений нарушается преемственность дошкольного и начального общего образования. Процесс обновления содержания образования сдерживается отсутствием необходимого количества учебников и пособий, невысок охват учащихся дополнительным образованием. В общеобразовательной школе одной из основных проблем остается решение вопроса разрыва системы обучения и воспитания.

Темпы износа материально - технической базы опережают темпы строительства и капитального ремонта зданий и сооружений. Практически прекращено строительство образовательных учреждений в сельской местности.

В целом сохраняется проблема кадрового обеспечения системы образования, отмечается тенденция "старения" преподавателей, незначителен приток молодых кадров, не реализуется гарантированное государством жилищно - бытовое обустройство и выплаты льгот молодым специалистам.

Основными проблемами профессионального образования являются: отсутствие прогноза потребности в квалифицированных кадрах и специалистах, несоответствие количества и структуры их подготовки с запросами рынка труда; трудоустройство и закрепление выпускников; вопросы социальной защиты студентов и профессорско - преподавательского состава; моральное и физическое старение материально - технической и учебно - лабораторной базы, отсутствие в достаточном количестве необходимых учебников и литературы.

Существенно возрос уровень фактической платности услуг в образовании (53,3 млн. руб. - за 2000 г., 35,5 млн. руб. - за 1999 г.). Это привело к тому, что услуги стали недоступными для малообеспеченных слоев населения (плата за содержание в дошкольных учреждениях, школах - интернатах и т.д.).

Сокращение объемов финансирования в сфере образования привело к формализации государственных гарантий общедоступности и бесплатности общего среднего и профессионального образования. Сложившаяся ситуация в образовании требует внесения изменений в существующий порядок расходования бюджетных средств, формирования эффективных механизмов реализации социального заказа системы образования и осуществления его модернизации.