Недействующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2002-2004 ГОДЫ

Паспорт программы социально - экономического развития Республики Бурятия на 2002 - 2004 годы


Наименование
   Программы

Программа  социально - экономического
  развития Республики Бурятия на 2002 - 2004
  годы

Основание для
  разработки Программы

- Федеральный  Закон Российской Федерации
  "Об общих принципах организации
  законодательных (представительных) и
  исполнительных органов государственной
  власти субъектов Российской Федерации"

  (ред. 08.02.2001), статья 5, пункт "г";

  - Конституция Республики Бурятия, статья
  74, подпункт "е";
  - Распоряжение Правительства РФ от
  14. 06.2001 N 800-р;
  - Распоряжения Правительства Республики
  Бурятия от 11.01.2001 N 21-р, 23.03.01
  N 272-р, поручение Президента Республики
  Бурятия от 30.01.2001

Государственный
  заказчик Программы

Правительство  Республики Бурятия

Основные
  разработчики
  Программы

Министерство  экономики и внешних связей,
  Министерство финансов, Министерство
  промышленности, производственной
  инфраструктуры и технологий, Министерство
  сельского хозяйства и продовольствия,
  Министерство строительства и ЖКХ,
  Государственный комитет имущественных
  отношений, Министерство труда и социального
  развития, Министерство образования и науки,
  Министерство культуры, Министерство
  здравоохранения, Госкомитет по торговле,
  материальным ресурсам и услугам, Госкомитет
  по делам молодежи, туризму, физической
  культуре и спорту, Госкомитет природных
  ресурсов, Дирекция фонда реализации ФП СЭР,
  Союз промышленников и предпринимателей
  Республики Бурятия

Цели и задачи
  Программы

1. Обеспечение  поступательного повышения
  реальных денежных доходов граждан
  республики не менее чем на 5% в год.
  2. Снижение масштабов бедности с 42% до 38%
  3. Обеспечение к 2004 году темпов прироста
  валового регионального продукта на уровне
  7 - 8% в год.
  4. Осуществление прогрессивных структурных
  сдвигов и модернизации экономики республики
  на основе кластерного подхода.
  5. Достижение устойчивых темпов роста
  инвестиций на уровне 8 - 10% в год,
  необходимых для развития экономики и
  структурных преобразований.

Сроки и этапы
  реализации Программы

2002 - 2004  годы

Исполнители
  Программы

Министерства,  ведомства, администрации
  местного самоуправления, предприятия и
  организации

Объемы и источники
  финансирования,
   млн. руб

Всего, в т.ч.:  17321,3
  Средства федерального бюджета: 2111,81
  Средства республиканского бюджета: 3850,6
  Средства муниципальных образований: 944,01
  Внебюджетные источники: 11358,89

Ожидаемые конечные
  результаты
  реализации Программы

- Вывод экономики  республики на рельсы
  устойчивого роста. Рост темпов развития
  всех отраслей экономики (ВРП на 22,5 -
  26%), завершение переходного периода,
  достижение докризисного уровня
  производства;
  - Численность занятых в экономике возрастет
  на 25 тысяч человек, с 404 до 429 тысяч
  человек и составит 91 процент
  дореформенного периода;
  - Средняя продолжительность жизни
  приблизится к уровню начала девяностых
  годов и составит 66 лет;
  - Снижение административных препятствий для
  входа на рынок и создание равных
  конкурентных условий повысит уровень
  рыночной конкуренции, даст толчок развитию
  малого и среднего бизнеса;
  - Выход промышленных предприятий на
  безубыточное функционирование и ликвидация
  кредиторской задолженности;
  - Создание межотраслевых производственных
  кластеров на основе конкурентных
  преимуществ в легкой и пищевой
  промышленности, в мясной и рыбной от раслях,
  туризме и услугах, нетрадиционной медицине,
  строительстве жилья

Система  организации
  контроля за ходом
  исполнения Программы

Реализация  Программы возложена на
  министерства и ведомства, администрации
  местного самоуправления. Контроль за ходом
  выполнения Программы осуществляет
  Правительство Республики Бурятия.

Программа разработана под руководством комиссии в составе: Первый заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия, министр финансов - Председатель комиссии, Налетов А.Ю., заместители Председателя Правительства: Ханхалаев Е.К., Переляев В.В., Турбянов Л.Д., Быков Н.И. - рабочей группой, созданной из руководителей и специалистов министерств и ведомств Республики Бурятия под руководством министра экономики и внешних связей Республики Бурятия Атанова Н.И. Члены рабочей группы: Думнова Т.Г. - замруководителя рабочей группы, Большакова Г.В., Ким Г.Г., Ключникова Н.И., Грекова Л.А., Морохоева Р.Д., Бортожинова К.Б., Бадмаева Л.К., Алексеев С.О., Добровенский Ю.П., Леонов В.А., Кармин А.И., Цыренов Б.Д., Петрова С.А., Светозарова Н.Н., Кириллова Л.С., Бадмаев Б.Б., Сугоняк Л.Д., Ананин В.А., Чукреев П.А., Горина Н.С., Бадлуев А.И., Молоткина Н.П., Бубеев В.Б., Баглаев Т.Н., Ким Б.А., Хамарханов А.З., Доржиев Б.Д., Думнов В.Л., Гойдина В.Д. Консультанты: советник Президента Республики Бурятия по экономическим вопросам Елаев Э.М., зам. Председателя Комитета по экономической политике в промышленном, аграрном секторах, использованию природных ресурсов, экологии и торговли Народного Хурала Республики Бурятия Краснопеев А.Г., начальник информационно - аналитического управления Народного Хурала Республики Бурятия Хандуев П.Ж., завкафедрой ВСТГУ Халаев С.А.

Программа социально - экономического развития Республики Бурятия на 2002 - 2004 годы (далее - Программа) разработана на основе Федерального Закона Российской Федерации "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (ред. 08.02.2001), Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ "Не будет ни революций, ни контрреволюций"; Конституции Республики Бурятия, основных направлений социально - экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу (2010 г.), проекта Программы социально - экономического развития России на среднесрочную перспективу (до 2004 года), Распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.06.01 N 800-р, распоряжений Президента Республики Бурятия (11.01.2001 N 21-р, 23.03.01 N 272-р) и прогноза социально - экономического развития Республики Бурятия на 2002 - 2004 годы.

Программа представляет собой базовый документ, определяющий основные направления социально - экономического развития республики на среднесрочную перспективу.

Основные направления развития экономики республики, заложенные в Программе, обоснованы с учетом обеспечения энергетической, продовольственной и экологической безопасности - важнейших составляющих экономической безопасности.

Экономическая безопасность республики, выход из депрессивного состояния, располагаемые ресурсы достаточно жестко задают целевые параметры и качественное содержание будущего экономического развития.

При всех исключительных трудностях, которые переживает экономика Республики Бурятия, в ней произошли серьезные качественные изменения.

В республике наблюдается промышленный рост, рост налоговых поступлений, снижение бюджетного дефицита, повышение реальных денежных доходов населения.

Исходя из этого, можно говорить о переходе к следующему этапу развития экономики, к ее подъему, без которого невозможно решение нарастающих социальных проблем.

Единственным способом успешного решения проблем является экономический рост, устойчиво опережающий рост российской экономики.

Механизм экономического роста не может возникнуть спонтанно. Для его формирования требуется целенаправленная реализация ряда необходимых предпосылок - социальных, экономических и организационных, - большинство из которых пока отсутствует.

При этом первостепенную значимость приобретают качественные характеристики экономической динамики. Достижение просто "высоких темпов роста" не может рассматриваться в Программе как главная цель развития в среднесрочной перспективе.

Заложенные в Программе темпы роста, должны быть достигнуты на основе структурно - технологической модернизации производства, повышения производительности труда, загрузки простаивающих жизнеспособных мощностей и активизации инвестиционной деятельности.

Начало проведения модернизации экономики, изменения ее структуры в среднесрочной перспективе - это предупреждение долгосрочной разбалансированности экономики.

Поэтому Программа ориентирована не только и не столько на получение фиксированных результатов, задаваемых целевыми параметрами, сколько на создание механизма реализации Программы, обеспечивающего максимизацию степени соответствия программной траектории направлению движения к заданным целям.

Программа носит открытый характер, предполагает возможность ее дополнения другими направлениями и проектами при условии их соответствия целям и задачам Программы, а также целевым макроэкономическим индикаторам социально - экономического развития Республики Бурятия на среднесрочный период.

Совершенно очевидно, что для успешного решения всех назревших проблем и достижения, намеченных в Программе индикаторов социально - экономического развития, государственные органы власти, местного самоуправления, предприятия и организации республики должны следовать единым "правилам игры", закрепленным законодательным актом Республики Бурятия.

Динамичное развитие республики возможно только в результате объединения усилий всех ветвей органов власти, хозяйствующих субъектов и населения республики.

Поэтому, Программе придан статус Закона Республики Бурятия.

Мотивация Программы: своей цели нужно добиваться за собственный счет и собственными усилиями.

Путь к процветанию Республики Бурятия - добросовестный труд, честная конкуренция, сознательная законопослушность.