В сложившейся социально - экономической ситуации назрела необходимость пересмотра принципов и приоритетов в области управления и распоряжения государственным имуществом республики, усиления контроля и регулирования государственного сектора экономики.
Главной целью управления государственной собственностью на территории Республики Бурятия в среднесрочной перспективе является повышение бюджетной эффективности от владения, пользования и распоряжения государственным имуществом.
Основными направлениями для достижения главной цели определены:
1) увеличение доходов бюджета республики на основе эффективного управления государственной собственностью республики;
2) оптимизация структуры собственности в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста;
3) вовлечение максимального количества объектов государственной собственности республики в процесс совершенствования управления;
4) использование активов республики в качестве инструмента для привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.
Для реализации основных направлений в среднесрочной перспективе планируется решение следующих задач:
1) обеспечение учета государственного имущества и поддержание реестра государственного имущества в актуальном состоянии, формирование информационных массивов по признакам, определяющим специфику управления, использование новых возможностей объединенного ресурсного и имущественного блоков;
2) оформление прав собственности республики на объекты недвижимости и прав государственных предприятий и учреждений на пользование государственным имуществом;
3) проведение полной инвентаризации объектов незавершенного строительства, их рыночная оценка, продажа объектов незавершенного строительства на инвестиционных условиях;
4) повышение эффективности управления государственным имуществом Республики Бурятия на основе правовой регламентации экономических и финансовых механизмов;
5) определение цели государственного управления республики по каждому объекту управления (групп объектов), оптимизация состава государственного имущества, государственных предприятий и учреждений, принадлежащих республике пакетов акций;
6) обеспечение прав Республики Бурятия как участника (акционера) коммерческих и некоммерческих организаций;
7) обеспечение контроля за использованием и сохранностью государственного имущества республики, а также контроля за деятельностью лиц, привлекаемых в качестве управляющих;
8) обеспечение поступления дополнительных доходов в бюджет Республики Бурятия путем создания новых возобновляемых источников платежей и более эффективного использования имеющегося имущества;
9) совершенствование нормативной базы управления государственным имуществом, позволяющей использовать различные способы распоряжения имуществом, принадлежащим республике;
10) улучшение управления государственными предприятиями, внедрение критериев оценки и мониторинга их деятельности, внедрение индикативного планирования, повышение эффективности деятельности госпредприятий;
11) активное использование прав акционера (дольщика) хозяйственных обществ для улучшения деятельности этих обществ, реализации дивидендной политики; реформирования предприятий и создания корпоративных хозяйственных обществ, необходимость в которых обуславливается задачей устойчивого экономического роста республики.
Повышение эффективности управления государственной собственностью в 2002 - 2004 годах будет связано с необходимостью реализации Республикой Бурятия функций активного собственника по отношению ко всем государственным объектам на основе оптимизации их количества. Продолжится работа по сокращению неэффективно работающих предприятий, оптимизации государственного участия в хозяйственных обществах незначимых для стратегических интересов республики.
Создание единой информационной системы учета деятельности и финансово - хозяйственного состояния государственных унитарных предприятий, основой которой будет реестр республиканского имущества, обеспечит в 2002 - 2004 годах осуществление жесткого контроля за сохранностью и использованием государственного имущества, а также за деятельностью руководителей предприятий, управляющих материальными активами и финансовыми потоками возглавляемых ими предприятий, в том числе контроль за поступлением в бюджет доходов от сдачи в аренду республиканского имущества.
К 2002 году будет завершено формирование баз данных лесного фонда, совмещенного с лесоучетной и картографической информацией, государственного земельного кадастра, государственного кадастра минерально - сырьевых ресурсов, к 2003 году - государственного водного кадастра. Это позволит реализовать программу создания Единого реестра объектов всех форм собственности, расположенных на территории республики.
Следует отметить устойчивую тенденцию к снижению количественных показателей приватизации предприятий, что свидетельствует о завершении процесса массовой приватизации, тем более, что в Республике Бурятия ресурсы приватизации практически исчерпаны.
На основе анализа деятельности государственных предприятий и хозяйственных обществ с участием республики будет разработана программа приватизации госпредприятий, излишнего, неиспользуемого имущества и принадлежащих республике акций.
Будет сохранен дифференцированный подход к приватизации государственного имущества в зависимости от его ликвидности. Высоколиквидные предприятия будут приватизироваться исходя из необходимости соблюдения баланса привлечения инвестиций на развитие предприятий и максимизации поступлений в бюджет от их продажи, с учетом реальной оценки предприятий, максимально приближенной к рыночной. Приватизация низколиквидных предприятий будет осуществляться путем их продажи с условиями инвестирования и (или) социальных обязательств (сохранение рабочих мест или создание дополнительных, решение экологических задач).
Принятие приватизационных решений будет осуществляться на основе тщательного анализа представленных потенциальными инвесторами долгосрочных планов развития предприятий.
Применительно к каждому случаю участия Республики Бурятия в хозяйственных обществах и товариществах будет определена и зафиксирована цель такого участия, которой должны руководствоваться лица, привлекаемые в качестве управляющих.
Программы деятельности управляющих станут неотъемлемой частью договоров, заключенных с управляющими, и предусматривающих порядок отчетности, требования к отчетности, формы контроля, ответственность управляющих.