Ведущая роль строительной отрасли в структурной перестройке промышленности и формировании жилищно - социального комплекса Республики Бурятия делает ее реформирование чрезвычайно актуальным.
Решение этой проблемы позволит обеспечить наиболее реальное использование части национального дохода, направляемой на воспроизводство основных фондов, а также создать необходимые пропорции в развитии производственного сектора и социальной сферы.
Основной целью развития отрасли является обеспечение организационно - экономических преобразований на основе максимального повышения ее эффективности и конкурентоспособности, снижения сроков и стоимости строительства, а также структурной перестройки промышленности строительных материалов, ориентированных на выпуск эффективных материалов и конструкций.
Достижение поставленной цели базируется на решении следующих задач:
- усиление контроля Правительства республики за целевым использованием централизованных капитальных вложений, формирование единой инвестиционной программы;
- проведение взаимосвязанной бюджетной налоговой и ценовой политики;
- повышение роли целевого использования амортизационных отчислений как важнейшего источника инвестиций;
- обеспечение гарантийного и непрерывного финансирования, имущественной ответственности всех участников инвестиционной деятельности, введение системы банковских гарантий;
- обеспечение государственной поддержки индивидуального жилищного строительства;
- создание условий для сокращения незавершенного строительства;
- расширения межотраслевой интеграции, создание акционерных объединений и ассоциаций, дальнейшее развитие малого бизнеса.
Повышение эффективности работы отрасли будет осуществлено на основе создания экономических, организационных и научных предпосылок для повышения качества, производительности труда, сокращения сроков строительства, снижения материалоемкости и удельной стоимости строительства.
В сфере научно - технической политики особое внимание будет обращено на повышение эффективного использования научно - технического потенциала и исследований в интересах строительного комплекса, обеспечение ресурсо- и энергосбережения в капитальном строительстве, определяющих принципиально новый социальный и технологический уровень строительства.
Надлежит развить и усовершенствовать государственную систему нормативных документов и стандартов в сфере строительства с целью обеспечения их соответствия новым условиям хозяйствования международным стандартам и нормам, сохранения единства нормативной базы строительства.
Основное содержание реформирования проектного дела будет направлено на перевод от типового к целевому вариантному проектированию на конкурсной основе.
Реформирование организационно - правовых отношений в отрасли будет основано на лицензировании деятельности строительных фирм, формировании конкурентной среды, развитии подрядных торгов и сертификации строительной продукции с целью резкого повышения качества строительных и монтажных работ и выхода отечественных строительных фирм на конкурентный мировой уровень, на активизацию работы архитектурно - строительного надзора, маркетинговых и инжиниринговых служб.
Главными задачами по более широкому развитию практики подрядных торгов и совершенствованию договорных отношений являются:
- организация системы информационного обеспечения подрядных торгов, обобщение и распространение опыта проведения тендеров;
- подготовка и повышение квалификации кадров для работы в рыночных условиях.
В сфере ценообразования намечается создание действенного экономического механизма, обеспечивающего минимизацию стоимости конечной продукции строительства и повышение ее потребительско - эксплуатационных качеств.
Реализация инвестиционной программы потребует осуществления определенных структурных преобразований имеющихся на территории республики мощностей строительного комплекса. Развитие регионального строительного комплекса должно осуществляться с учетом его сложившегося уровня, увеличения капитальных вложений на развитие социальной сферы, изменений отраслевой и воспроизводственной структуры капитальных вложений.