Недействующий

О ПРОГРАММЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2002-2004 ГОДЫ

Доходы бюджета


1996

1997

1998

1999

2000

Средства,  получаемые
  из федерального бюджета, %

32,3

41,1

48,7

44,7

44,8

Собственные  бюджетные, %
  доходы

67,7

58,9

51,3

55,3

55,2

Основными налогами бюджетной системы республики являются: налог на прибыль, акцизы, НДС (до 2000 года), налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами.

Существенные сдвиги произошли и в самой структуре собственных доходов бюджета. Возрос уровень акцизов и снизился объем НДС. Не однозначное место в структуре доходов бюджета по годам занимает налог на прибыль. Если в 1996 - 97 гг. он составлял 17 - 18%, то в 1998 году его удельный вес снизился до 14%. Основная причина такого колебания связана с нестабильным состоянием экономики, характеризующимся спадом производства в анализируемый период. Наименьший удельный вес налога на прибыль приходится на пик экономического кризиса.

Наибольший удельный вес в доходах бюджета приходится на налог на доходы физических лиц. Существенно увеличилось поступление данного налога и в абсолютной сумме (по сравнению с 1996 годом поступление подоходного налога возросло почти в 2 раза). С 1999 года на территории республики введен налог с продаж, поступления от которого увеличили налоговые поступления на 300,0 млн. рублей.

Практика доказала, насколько негативное влияние на бюджетную систему оказывают неденежные формы поступлений доходов в бюджет. Применение вместо "живых денег" механизма взаимозачетов отрицательно повлияло на налоговые платежи. В 1996 году 45,6% средств поступало в бюджет взаимозачетами. "Вымывание" из бюджета денежной массы спровоцировало исполнение расходной части бюджета на широкое применение зачетных схем, приведшее в конечном итоге к образованию кредиторской задолженности. Для стабилизации бюджетной системы и наполняемости бюджета "живыми деньгами" был принят ряд конкретных мер. И уже к 2000 году уровень взаимозачетов снизился до 26% и имеет тенденцию дальнейшего снижения.

В республике, как и в целом по стране, одной из тяжелых проблем является рост суммы неплатежей в бюджет. Налоговые неплатежи характерны для бюджетов всех уровней. По состоянию на 01.01.2001 года общий размер недоимки по платежам в бюджет республики составил 239,8 млн. рублей. Тенденция роста недоимки вызвана нарастанием влияния целого ряда факторов, в том числе спада производства, кризиса неплатежей, роста числа нерентабельных предприятий, и как следствие сокращение налогооблагаемой базы.

Существенно возросла доля поступлений средств в Республику Бурятия из федерального бюджета с 32% до 45%. Основной причиной этих структурных сдвигов явились изменения в системе отчислений в федеральный центр. Федеральный центр стал больше консолидировать налоги и компенсировать недостающие суммы увеличением финансовой помощи. Кроме того, изменился сам расчет предоставляемой суммы трансферта. Величина финансовой помощи из федерального бюджета возросла на сумму компенсаций по финансированию затрат на, так называемый, "Байкальский фактор" и реализацию федеральных социальных льгот.

До 1999 года доля расходов бюджета республики в ВРП снижалась. Это говорит о том, что бюджетные процессы отстают от более динамичного экономического развития. Другими словами говоря, инфляционные процессы, происходящие в экономике, с отставанием отражаются на бюджетных затратах. Но уже в 2000 году произошло увеличение доли бюджетных расходов в ВРП:

Таблица 4.1.1.2
млн. деномин. рублей

1996

1997

1998

1999

2000

ВРП

9478,1

11269,3

11167,1

18309,9

23872,9

Расходы бюджета  республики

1965,9

2826,8

2039,5

3222,8

4705,4

Доля, %

20,7

25,1

18,3

17,6

19,7

В условиях нестабильности в экономике республики бюджетные средства направляются на решение в основном социальных проблем. Из общей суммы направляемых из бюджета средств расходы на финансирование социально - культурной сферы занимают значительное место. В общей сложности на эту сферу выделяется около половины бюджетных средств республики, и их значимость остается стабильной, хотя удельный вес в общей сумме расходов с 1996 года к 2000 году снизился почти на 10%.

Второе по объему место в расходах бюджета занимают расходы на жилищно - коммунальное хозяйство. Их удельный вес колеблется от 24% до 33,1%. Оставшаяся сумма бюджетных средств идет на управление и развитие народного хозяйства.

Органы государственной власти и местного самоуправления принимают посильные меры по преодолению и смягчению кризисной ситуации по сохранению и развитию экономического потенциала и социальной сферы, стимулированию инвестирования, укреплению финансового положения предприятий и другие.

Из года в год совершенствуются отношения между республиканским и местными бюджетами. Действовавшие в 1996 - 1999 годах межбюджетные отношения имели ряд недостатков:

1. индивидуализация межбюджетных отношений;

2. несогласованность используемых механизмов финансовой поддержки муниципальных образований;

3. недостаточная целевая ориентация финансового регулирования межбюджетных отношений;

4. отсутствие реальных стимулов у муниципальных образований к повышению эффективности собственной доходной базы.

Одной из наиболее острых проблем в межбюджетных отношениях в предыдущие годы было определение доли доходных источников, которые муниципальные образования должны передавать в республиканский бюджет, а также размер получаемой ими финансовой помощи, предназначенной для выравнивания уровня жизни населения и создания условий социально - экономического развития каждого муниципального образования. С учетом всех недостатков в 2000 году разработана методика определения фонда финансовой поддержки муниципальных образований, которая имеет в основном целевую направленность расходования бюджетных средств.

Республика продолжает жить в условиях большого дефицита бюджетных средств. Недопоступление бюджетных доходов приходится компенсировать в первую очередь за счет заимствований на внутреннем рынке. Вынужденная практика заимствования средств коммерческих банков привела к росту государственного долга республики. Только за 2000 год произошло резкое увеличение государственного долга в 2,4 раза. Соответственно резко увеличились и расходы по его обслуживанию. Объем государственного долга по состоянию на 1 января 2001 года составил 1750,4 млн. рублей. В структуре государственного долга республики наибольший удельный вес (55%) занимают государственные гарантии Правительства Республики Бурятия.

С 1998 года в составе республиканского бюджета формируется бюджет развития, который образуется за счет доходов республиканского бюджета. Средства бюджета развития направляются на капитальные вложения, на долевое участие в финансовой поддержке агропромышленного комплекса, на пополнение лизингового фонда для приобретения продукции машиностроения для сельскохозяйственных предприятий и на региональную программу социально - экономического развития Республики Бурятия.