Основные показатели развития отрасли за 1994 - 2000 гг.
1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | |
Перевезено грузов, | 83134,5 | 74041,8 | 57625,0 | 39733,6 | 32447,6 | 32621,5 | 30504,6 |
В т.ч. | |||||||
Железнодорожный | 7200 | 6800 | 6300 | 5997 | 5649 | 6129 | 6561 |
Автомобильный | 75933 | 67241 | 51324 | 33736 | 26798 | 26492 | 23943 |
Воздушный | 1,5 | 0,8 | 1,0 | 0,6 | 0,6 | 0,5 | 0,6 |
Перевезено грузов, % | 100 | 89,0 | 69,3 | 47,8 | 39,03 | 39,2 | 36,7 |
В т.ч. | |||||||
Железнодорожный | 100 | 94,4 | 87,5 | 83,3 | 78,5 | 85,1 | 91,1 |
Автомобильный | 100 | 88,6 | 67,6 | 44,4 | 35,3 | 34,8 | 31,6 |
Воздушный | 100 | 53,3 | 66,7 | 40,0 | 40,0 | 33,3 | 40,0 |
Перевезено | 111,398 | 48,298 | 52,290 | 35,295 | 20,564 | 12,664 | 12,927 |
В т.ч. | |||||||
Железнодорожный | 9,41 | 9,36 | 9,82 | 12,09 | 8,68 | 3,97 | 5,30 |
Автобусный | 101,70 | 38,70 | 42,30 | 23,10 | 11,80 | 8,60 | 7,56 |
Воздушный (тыс.чел.) | 292,5 | 234,9 | 165,3 | 102,8 | 82,2 | 78,5 | 65,3 |
Перевезено | 100 | 43,3 | 46,9 | 31,7 | 18,46 | 11,37 | 11,6 |
В т.ч. | |||||||
Железнодорожный | 100 | 99,5 | 104,5 | 128,6 | 92,3 | 42,3 | 56,4 |
Автобусный | 100 | 38,05 | 42,6 | 22,7 | 11,6 | 8,5 | 7,43 |
Воздушный | 100 | 80,3 | 56,5 | 35,1 | 28,1 | 26,8 | 22,3 |
Основными проблемами развития транспорта республики являются низкий технологический уровень и неудовлетворительное состояние его производственной базы. К концу 2000 года износ основных производственных фондов на автомобильном транспорте составил - 62%, железнодорожном - 80%, воздушном - 87%, водном - 40%.
Снижение объемов реконструкции и строительства инфраструктурных объектов, а также темпов пополнения и обновления парков подвижных средств транспорта, другой транспортной техники привело в последние годы к существенному ухудшению их технического состояния (возрастной структуры, увеличение износа и т.д.) и работоспособности.
Из-за нехватки и неудовлетворительного состояния подвижного состава закрыты многие городские и междугородные автобусные маршруты, снизилась частота движения автобусов, эксплуатируется только 3 аэропорта местных воздушных линий.
Основными причинами низкой рентабельности и убыточности пассажирских перевозок являются снижение объемов перевозочной работы при сохранении всей инфраструктуры транспорта и незначительного снижения численности производственного персонала, а также отставание роста доходов от роста цен на потребляемые транспортом топливо, электроэнергию и материалы. Влияние этих причин сказывается независимо от того, в какой форме собственности находится предприятие транспорта.
Общий инвестиционный кризис и неудовлетворительное финансовое положение транспортных предприятий не позволяет направлять собственные средства и краткосрочные банковские кредиты на обновление транспортных средств и объектов инфраструктуры, что в свою очередь, приводит к дальнейшему обострению финансового положения. Из-за недостаточного финансирования, разработанные в последние годы федеральные и региональные целевые программы развития транспорта, практически не выполняются.
Для исправления положения необходимо проведение эффективной и целенаправленной государственной транспортной политики.