Действующий

О КОНЦЕПЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА ПЕРИОД 2013 - 2017 ГОДЫ И ДО 2025 ГОДА

6.3. Развитие малого предпринимательства в промышленности


Малые промышленные предприятия можно разделить на две группы: предприятия, выпускающие промышленную продукцию и предприятия, выпускающие продукцию или оказывающие услуги промышленного характера для крупных предприятий республики.

Целью политики органов власти в области поддержки малого предпринимательства является:

- создание правовых и экономических условий, обеспечивающих устойчивость темпов развития малого предпринимательства;

- повышение экономической и социальной эффективности его деятельности;

- рост объемов производства продукции, работ и услуг;

- увеличение добавленной стоимости и налоговых поступлений в бюджет;

- рост численности занятых в сфере малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищенности, работающих в малом бизнесе.

Основные направления государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства включают в себя.

1. Оптимизация нормативно-правовых основ администрирования малого бизнеса со стороны органов власти и органов местного самоуправления;

2. Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства;

3 Совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого предпринимательства;

4. Содействие производственной и инновационной поддержке малого предпринимательства;

5. Совершенствование информационной поддержки;

6. Совершенствование и развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса;

7. Укрепление и развитие системы подготовки кадров для малого бизнеса;

8. Обеспечение демонополизации рынков и пресечения недобросовестной конкуренции по отношению к малым предприятиям;

9. Содействие саморегулированию предпринимательства на основе развития общественных объединений и профессиональных ассоциаций предпринимателей.

Основными механизмами реализации методов достижения цели функционирования системы государственной поддержки являются:

- помощь предпринимателям в исполнении внешних для них функций и задач управления, через создании квази-офисов (бизнес-центров, бизнес-инкубаторов и т.д.), позволяющих взять на себя функции юридического, бухгалтерского и другого сопровождения предпринимателей в момент организации и развития бизнеса, что значительно снижает управленческие издержки и интеллектуальные (кадровые) барьеры входа в отрасль;

- помощь предпринимателю в организации финансирования первоначальных капиталовложений через организацию институтов и схем финансирования (лизинг, гранты, кредитные кооперативы и т.д.), что значительно снижает финансовые барьеры, входя в отрасль.

Данные механизмы способствуют снижению трансакционных и других издержек предпринимательства и обеспечивают возможность создания собственного бизнеса для инициативной части населения без больших финансовых накоплений.

Органам, оказывающим государственную поддержку, предприниматели в первую очередь могут делегировать информационные функции консультативного характера, ресурсные функции учетно-аналитического характера и плановые организационные функции планового характера.

Система поддержки малого предпринимательства должна базироваться на планах социально-экономического развития региона, учитывать в полной мере интересы структурообразующих предприятий, определяющих стратегию развития.

В связи с этим должна быть иной структура распределения малых предприятий по отраслям и видам деятельности. Необходимо устранение диспропорций в развитии отраслей экономики, особенно промышленности, обеспечение сбалансированного подхода к развитию всех отраслей и устранение отставания некоторых отраслей. Органы регионального и муниципального управления должны более активно участвовать в формировании приоритетных направлений развития предприятий всех форм собственности и уровней подчинения. В основу должно быть заложено преимущественное развитие отраслей, работающих для обслуживания населения региона и выпуска товаров для этого, т.е. выполняющих социальный заказ, а также развитие других предприятий, имеющих спрос на выпускаемую продукцию. В связи с этим реструктуризация бизнеса должна предусматривать поддержку тех предприятий, которые в результате проводимых исследований рынка имеют долгосрочный прогноз спроса на их продукцию.

Необходимо также развитие инновационного и конкурентоспособного на других рынках производства. С этой целью необходимо создание режима наибольшего благоприятствования таким производствам, вплоть до участия в финансировании таких проектов.

Проведение диверсификационной политики позволяет на базе крупных промышленных предприятий, не имеющих достаточного спроса на свою продукцию, позволяющего окупить затраты на содержание коллектива и производственных мощностей, сформировать несколько средних и малых предприятий более эффективно использующих те же производственные мощности.