Показатели эффективности использования основных фондов промышленности в 2010 году*
Отрасли промышленности | Коэффициент | Коэффициент выбытия, % | Коэффициент обновления, % | Фондоотдача, | Фондоемкость, | Фондо- |
Промышленность, всего | 36,7 | 0,7 | 15,9 | 1,9 | 0,53 | 689,9 |
в том числе: | ||||||
Добыча угля | 20,2 | 0,2 | 50,4 | 0,2 | 5,0 | 3790,3 |
Добыча цветных металлов | 58,2 | 2,0 | 23,2 | 1,9 | 0,53 | 732,9 |
Пищевая промышленность | 36,5 | 0,2 | 11,2 | 8,3 | 0,12 | 165,0 |
Текстильное и швейное производство | 72,4 | - | - | 40,9 | 0,02 | 10,5 |
Целлюлозно-бумажное производство | 59,8 | 0,3 | 5,5 | 1,2 | 0,83 | 642,5 |
Промышленность стройматериалов | 43,6 | 0,1 | 9,8 | 7,6 | 0,13 | 159,1 |
Металлообработка | 47,3 | 0,3 | 10,5 | 4,8 | 0,21 | 249,6 |
Производство электрооборудования | 47,3 | 0,5 | 12,5 | 2,0 | 0,5 | 224,6 |
Производство транспортных средств | 34,1 | 0,4 | 11,7 | 5,8 | 0,17 | 300,8 |
Энергетика | 34,7 | 0,5 | 4,5 | 1,1 | 0,9 | 1207,7 |
_______________
* Рассчитано по данным:
-Промышленность Республики Бурятия: Стат. сборник N 09-05-11 /Бурятстат. - Улан-Удэ, 2011. -99с.
Моральный и физический износ основных фондов продуцирует выпуск продукции низкого качества, которая впоследствии требует либо доработки, либо ремонта, что значительно увеличивает затраты. Таким образом, региональные производства изначально работают в условиях снижающегося спроса.
Выходом из данной ситуации является модернизация основных фондов и выпуск новых видов продукции, на которые должны быть направлены меры государственной поддержки. Совершенствование процесса обновления основных фондов является действенным средством интенсификации и повышения эффективности основных фондов.
Цель модернизации и технического перевооружения производства - повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, рост производительности труда, снижение издержек производства.
В рамках данного направления должны быть решены задачи по переходу предприятий республики на новый технологический уровень развития, увеличение номенклатуры и объема выпуска востребованной продукции, эффективного использования производственных площадей, реструктуризации и технического перевооружения производства, автоматизации производственного процесса.
Для решения этих задач в Республике Бурятия действуют следующие меры государственной поддержки:
1. В рамках Республиканской целевой программы государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Республике Бурятия на 2008-2014 годы:
- Субсидирование расходов, связанных с уплатой первого взноса по договорам лизинга;
- Субсидирование расходов действующих инновационных компаний - юридических лиц;
- Субсидирование расходов субъектов МСП - юридических лиц – с численностью работников равной 50 и более человек, на уплату процентов по кредитам;
- Субсидирование расходов субъектов МСП - юридических лиц с численностью работников равной 50 и более человек на возмещение затрат, связанных с приобретением оборудования.
2. В рамках Республиканской целевой программы "Развитие перерабатывающей промышленности агропромышленного комплекса Республики Бурятия на 2011 - 2015 годы":
- Возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным на приобретение технологического оборудования, модернизацию производства;
- Возмещение части затрат на приобретение технологического оборудования по переработке овощей, картофеля, молока, скота, мяса, зерна (включая комплектующие изделия, запасные части, затраты на доставку, монтаж и пусконаладочные работы), в том числе приобретенного по договорам финансовой аренды (лизинга);
3. В целях стимулирования инвестиционной активности субъектов инвестиционной деятельности Республики Бурятия:
- Предоставление субсидий на возмещение затрат или недополученных доходов в виде компенсации части платы за пользование кредитами коммерческих банков.
Реформирование предприятий невозможно в широких масштабах без поддержки и стимулирования развития предприятий инфраструктуры - консалтинговых, лизинговых, инжиниринговых, аудиторских, обучающих и прочих фирм. Необходимо предусмотреть формирование рынка услуг промышленным предприятиям, создание благоприятных условий для развития предприятий в сфере маркетинга, лизинга, консалтинга, внедрения инноваций.