Показатели внешнеторговой деятельности, млн. долл. США
Показатель | 2008 г.* | 2009 г.* | 2010 г.* | 2011 г.** |
Внешнеторговый оборот, млн. долл. США | 534,7 | 626,2 | 623,7 | 924,3 |
Экспорт | 339,9 | 498,4 | 449,5 | 731,7 |
Импорт | 194,8 | 127,8 | 174,2 | 192,6 |
Видовая структура экспорта, % | 100 | 100 | 100 | 100 |
Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырьё (кроме текстильного) | 8,5 | 7,1 | 4,2 | 3,4 |
Минеральные продукты | 0,0 | 0,0 | 0,5 | 0,9 |
Продукция химической промышленности, каучук | 1,6 | 0,7 | 1,0 | 0,7 |
Древесина и целлюлозно-бумажные изделия | 63,5 | 33,4 | 39,7 | 14, 8 |
Текстиль, текстильные изделия и обувь | 0,4 | 0,1 | 0,3 | 0,2 |
Металлы и изделия из них | 5,0 | 1,0 | 0,7 | 0,5 |
Машины, оборудование и транспортные средства | 20,3 | 57,1 | 53,3 | 79,4 |
_______________
* Внешнеэкономическая деятельность предприятий за 2010 год. Статистический бюллетень N 15-04-01 /Бурятстат. - Улан-Удэ, 2011. – 14с.
** Внешнеэкономическая деятельность предприятий за 2011 год. Статистический бюллетень N 15-04-01 /Бурятстат. - Улан-Удэ, 2012. – 13с.
Крупнейшими экспортерами Бурятии являются: ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод", ОАО "Селенгинский ЦКК", ОАО "Байкальская лесная компания", ЗАО "Улан-Удэстальмост", ЗАО "Закаменск", ОАО "Улан-Удэнский авиаремонтный завод", ООО "Азия-транс", ООО "Предприятие "Аэротех", ОАО "Вертолетная инновационно-промышленная компания", ООО "Восток транс", ООО "Сиблес" и другие.
Основные торговые партнеры Бурятии в экспорте: Китай (53,1% общего объема экспорта), Перу (10,1%), Монголия (7,2%), Аргентина (4,9%), Узбекистан (4,5%), ОАЭ (4,5%), Словакия (3,2%), Кения (3,1%), Бразилия (3,1%), Вьетнам (2,9%).
Базовыми товарами экспорта Республики Бурятия в страны дальнего зарубежья являются: круглый лес, пиломатериалы, картон небеленый и прочая продукция деревопереработки; металлоконструкции; вертолеты, запасные части и комплектующие изделия к ним; кондитерские изделия; дикоросы и продукция животного происхождения. Республика Бурятия осуществляет значительные поставки авиационной техники, а ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод" более 5 лет признается лучшим российским экспортером в авиастроении.
В страны СНГ поставляются в основном пиломатериалы, гофрокартон, приборы контроля, запасные части железнодорожного транспорта и электродвигатели, вертолеты и запасные части к ним, мостовые металлоконструкции.
Главной целью промышленной политики в сфере развития экспортно-ориентированных производств на долгосрочную перспективу является постепенная и эффективная интеграция экономики Республики Бурятия как субъекта Российской Федерации в систему межрегионального и международного разделения труда, развитие внешнеэкономических связей для обеспечения роста экономики региона, ее структурной перестройки, наращивания выпуска высококачественной и конкурентоспособной продукции.
Базой для расширения внешнеторгового оборота являются значительные запасы природных ресурсов на территории республики (цинк, свинец, молибден, вольфрам, нефрит, кварцевое сырье, каменный уголь).
Государственная поддержка субъектов промышленной деятельности, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, органами государственной власти будет осуществляться в виде:
1. Оказания финансовой поддержки экспортно-ориентированным предприятиям республики, реализующим проекты и имеющие высокую экспортную эффективность, в том числе:
- компенсация затрат по приобретению оборудования;
- субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам;
- компенсация расходов, связанных со стандартизацией и сертификацией продукции;
- субсидирование расходов, связанных с поездками и участием в межрегиональных и международных выставках и семинарах.
2. Сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами в области развития промышленности. Поведение переговоров, заключение соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных государств.
3. Оказания информационно-консультационных и маркетинговых услуг для экспортно-ориентированных предприятий республики.
4. Поддержки в сфере организации деловых миссий, встреч, переговоров и участия в зарубежных выставках.