Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ НА 2012 - 2016 ГОДЫ

Общеобразовательные учреждения и учреждения дополнительного образования детей


Для школьников изданы пособие "Организация научно-исследо-вательской деятельности в области экологического образования" и монография "Формирование познавательного интереса к экологии через естественнонаучное образование".

В настоящее время внедрены в практическую деятельность учебные программы "Этноэкологическое образование" (автор Замбалова Т.Д.), "Экологическое образование: концепции, теория, практика" (автор Денисова А.Н.), "Культура и природа" (автор Замбалова Т.Д.), "Организация научно-исследовательской деятельности в образовательных учреждениях" (автор Биликтуева С.Ц.).

Значительную поддержку экологическому образованию оказывает проведение городских, районных, региональных научно-практических конференций, олимпиад, конкурсов и природоохранных акций. Традиционным стало очень успешное участие школьников республики в Российском национальном конкурсе водных проектов старшеклассников, Всероссийском детском экологическом форуме "Зеленая планета", Всероссийском конкурсе "Моя малая родина" и других.

Более чем за десять лет проведено множество республиканских конкурсов слетов, олимпиад и выставок, таких как: выставка "Этноэкологические традиции народов Забайкалья", межрегиональная олимпиада по байкаловедению, Республиканская выставка детского творчества "Живи, Земля!", Республиканский Интернет-форум "Живи, Байкал!", конкурс на лучшую дипломную работу по экологической тематике, Республиканский конкурс на лучшее освещение проблем природопользования и охраны окружающей среды "Человек и природа", Республиканский конкурс экологически чистых поселений, Республиканский конкурс детских экологических лагерей, конкурс на лучший дизайн экологической упаковки, Республиканский лесной конкурс "Подрост", экологические акции "Каждой пичужке по кормушке", "Мой любимый город", "Мой цветущий город", "Байкальский берег без мусора", "Антимусорная акция на набережных рек Уда и Селенга", мероприятия по обустройству экологических троп, природоохранная акция "Елочка". Многие из вышеперечисленных мероприятий стали традиционными и проводятся каждый год.

Уделяется внимание повышению квалификации педагогических кадров, проводятся семинары-практикумы: "Технология проектирования и строительства школьных экотроп", "Организация практической деятельности в экологическом образовании и воспитании учащихся", "Интеграция общего и дополнительного образования с целью совершенствования эффективности работы в области экологического воспитания", "Экологические аспекты на учебно-опытных и пришкольных участках" и многие другие.

Образовательные программы по экологии реализуются на факультативах, элективных курсах и на занятиях дополнительного образования.

Расширяется сеть внешкольного экологического образования и воспитания. Действуют Республиканский эколого-биологический центр учащихся, городская экологическая школа, детские экологические лагеря.

Республиканский эколого-биологический центр учащихся Министерства образования и науки Республики Бурятия является координационно-методическим центром по экологическому воспитанию и образованию в Республике Бурятия. Он практикует проведение республиканских и районных экологических семинаров, оказание помощи учебным заведениям в создании и организации деятельности экологических кружков и клубов, экологических троп.

Городская экологическая школа "ЭКОС" (г. Улан-Удэ) известна опытом осуществления эколого-краеведческого воспитания и образования учащихся и педагогов, организацией методического обеспечения школ города по экологии и краеведению, организацией детского экологического движения "Зеленый мир".

Многолетний опыт сотрудничества Музея природы Бурятии с общеобразовательными учреждениями и педагогами города и республики подтверждает необходимость использования потенциала музея в области экологического образования и воспитания учащихся школ. В частности, программа "Музей и школа" построена с учетом содержания школьного курса биологии и нацелена на обучение, формирование активной жизненной позиции и гражданской ответственности. Наиболее значимые проекты музея и школы: детский музей-лаборатория "Окно в природу", музейный экологический театр "Душа Байкала", ежегодный городской праздник "Экологическая весна", конкурсы на лучший урок - экскурсию среди педагогов "Экоинформация" и "Экокультура" с изданием сборника "Уроки - экскурсии в Музее природы Бурятии", международный фестиваль "Озерные люди", брейн-ринг "Экомузейный эрудит", экологические акции и праздники, такие как "День Байкала", "День знаний", "День воды", "День Земли" и др., Лаборатория музейной педагогики, а также летние экологические лагеря, выставки, тематические экскурсии, научно-исследовательские проекты, образовательные программы для учащихся 1 - 11 классов.

В целом, перспектива развития экологического образования в школе видится во внедрении системы непрерывного экологического образования с 1 по 11 классы на основе факультативов, элективных курсов и занятиях дополнительного образования.