Недействующий

ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

от 04 марта 1998 года N 661-I

О МЕСТНОМ РЕФЕРЕНДУМЕ В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ

Принят

Народным Хуралом

4 марта 1998 года


Утратил силу: НГР ru04000200300370

Изменения: НГР ru04000200100173

Настоящий Закон определяет порядок организации и проведения местного референдума в Республике Бурятия.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия и термины


В настоящем Законе используются следующие понятия и термины:

агитационные материалы - печатные, аудиовизуальные и иные материалы, содержащие признаки агитации по вопросам местного референдума и предназначенные для массового распространения, обнародования при проведении местного референдума;

агитация по вопросам местного референдума - деятельность граждан Российской Федерации, инициативной группы местного референдума, общественных объединений, имеющая целью побудить или побуждающая участников местного референдума проводить местный референдум или отказаться от его проведения, голосовать или отказаться от голосования на местном референдуме, поддержать или отвергнуть вынесенный на местный референдум вопрос;

инициативная группа по проведению местного референдума (далее -инициативная группа) - группа избирателей, а также руководящий орган избирательного объединения либо руководящий орган его регионального, местного отделения, местной организации, зарегистрированных в установленном порядке, образованные для выдвижения инициативы проведения местного референдума и сбора подписей граждан Российской Федерации в поддержку инициативы проведения местного референдума;

комиссия местного референдума (далее - комиссия референдума) - коллегиальный орган, формируемый (образуемый) в порядке и сроки, установленные действующим законодательством для организации, обеспечения подготовки и проведения местного референдума;

местный референдум (далее - референдум) - голосование граждан Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающих в границах одного или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Бурятия, законами Республики Бурятия, уставами муниципальных образований;

наблюдатель - лицо, назначенное инициативной группой по проведению референдума, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню референдума, или более высоком уровне, для ведения наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссий референдума в период проведения голосования и установления его итогов, определения результатов референдума, включая действия комиссий референдума по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов референдума;

органы местного самоуправления - представительные органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления, избираемые непосредственно гражданами Российской Федерации на территориях, на которых осуществляется местное самоуправление, в соответствии с действующим законодательством;

право на участие в референдуме - конституционное право граждан Российской Федерации участвовать в референдуме, в том числе голосовать по проектам нормативных правовых актов, нормативным правовым актам, другим вопросам местного значения, находящимся в ведении муниципальных образований;

участник референдума - гражданин Российской Федерации, обладающий правом на участие в референдуме.

Статья 2. Право на участие в референдуме


1. Гражданин Российской Федерации, достигший на день проведения референдума 18 лет, имеет право участвовать в референдуме.

2. Участие в референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в референдуме, а также на его свободное волеизъявление. Какие-либо прямые или косвенные ограничения прав граждан Российской Федерации на участие в референдуме в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, места жительства, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных взглядов, рода и характера занятий не допускаются.

3. В референдуме не участвуют граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 3. Правовая основа референдума


Правовую основу референдума составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Конституция Республики Бурятия, законы Республики Бурятия, настоящий Закон, уставы (положения) муниципальных образований и иные правовые акты органов местного самоуправления.

Статья 4. Вопросы референдума


1. На референдум могут выноситься вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления. Нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть установлены вопросы, подлежащие вынесению на референдум.

2. На референдум не могут выноситься следующие вопросы:

а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия, а также о проведении досрочных выборов органов государственной власти Республики Бурятия, органов местного самоуправления в Республике Бурятия либо об отсрочке указанных выборов;

б) о формировании состава органов государственной власти Республики Бурятия или органов местного самоуправления в Республике Бурятия, персональном составе органов государственной власти Республики Бурятия и органов местного самоуправления в Республике Бурятия;

в) об избрании, утверждении, о назначении либо о даче согласия на назначение на должность или на освобождение от должности депутатов и должностных лиц;

г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования;

д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

е) вопросы, не находящиеся в ведении соответствующего муниципального образования.

3. Формулировка вопроса (вопросов), выносимого (выносимых) на референдум, должна исключать их различное толкование. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован так, чтобы на него можно было дать лишь однозначный ответ.

4. Не допускается установление иных ограничений для вопросов, выносимых на референдум, за исключением указанных в настоящей статье.

Статья 5. Обстоятельства, исключающие проведение референдума


1. Референдум не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, а также в течение трех месяцев после их отмены.

2. Запрещается проведение референдума с такой же по смыслу формулировкой вопроса в течение года со дня официального опубликования (обнародования) результатов референдума.

3. Не допускается установление иных обстоятельств, исключающих проведение референдума, за исключением указанных в настоящей статье.

Глава II. ИНИЦИАТИВА ПРОВЕДЕНИЯ РЕФЕРЕНДУМА, ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ИНИЦИАТИВЫ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ, НАЗНАЧЕНИЕ РЕФЕРЕНДУМА

Статья 6. Инициатива проведения референдума


1. Инициатива проведения референдума в Республике Бурятия принадлежит гражданам Российской Федерации, имеющим право на участие в референдуме.

2. Каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан Российской Федерации, имеющие право на участие в референдуме, а равно общественное объединение, зарегистрированное органами юстиции не позднее чем за шесть месяцев до дня обращения в соответствующий орган с инициативой проведения референдума, устав которого предусматривает участие в выборах, или избирательное объединение, зарегистрированное в органе юстиции того уровня, на котором предлагается провести референдум, или более высокого уровня, могут образовать инициативную группу в количестве не менее десяти человек для сбора подписей в поддержку референдума.

3. В случае, если инициатива проведения референдума принадлежит избирательному объединению, то в качестве инициативной группы выступает руководящий орган его регионального, местного отделения, местной организации независимо от его численности.

Статья 7. Порядок реализации инициативы проведения референдума


1. Инициативная группа обращается в территориальную избирательную комиссию соответствующего уровня, которая действует в качестве территориальной комиссии местного референдума, с ходатайством о регистрации группы. В случае, если постоянно действующая избирательная комиссия того уровня, на котором предлагается провести референдум, отсутствует, функции территориальной комиссии местного референдума (далее - территориальная комиссия референдума) до ее сформирования выполняет представительный орган местного самоуправления, а в случае отсутствия представительного органа местного самоуправления - Избирательная комиссия Республики Бурятия.

2. В ходатайстве инициативной группы указываются:

а) формулировка вопроса (вопросов) или текст проекта нормативного правового акта, предлагаемого инициативной группой для вынесения на референдум,

б) фамилии, имена, отчества, даты рождения, адреса мест жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов инициативной группы, а также лиц, уполномоченных действовать от имени инициативной группы на территории предлагаемого референдума.

3. К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы, на котором было принято решение о выдвижении инициативы о проведении референдума. Ходатайство подписывается всеми членами инициативной группы.

4. В случае, если формулировка вопроса, предлагаемого инициативной группой, не отвечает установленным в настоящем Законе требованиям, орган, в который направлена инициатива проведения референдума, может согласовать с инициативной группой новую формулировку, не изменяющую основное содержание вопроса. Право изменения формулировки вопроса, выносимого на референдум, принадлежит исключительно инициативной группе. Формулировка вопроса, выносимого на референдум, не может быть изменена после регистрации инициативной группы.

5. Соответствующий орган, указанный в пункте 1 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы обязан рассмотреть указанное ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:

а) в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям федерального законодательства, настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в представительный орган местного самоуправления для принятия решения о назначении референдума;

б) в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.

6. Представительный орган местного самоуправления обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум, требованиям статьи 4 настоящего Закона в течение 20 дней со дня поступления ходатайства и приложенных к нему документов.

7. В случае признания представительным органом местного самоуправления вопроса, выносимого на референдум, соответствующим указанным требованиям, соответствующий орган, указанный в пункте 1 настоящей статьи, регистрирует инициативную группу, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средствах массовой информации.

8. Если территориальная комиссия референдума не сформирована, орган, зарегистрировавший инициативную группу, в течение 14 дней со дня регистрации инициативной группы формирует территориальную комиссию референдума в порядке, установленном федеральным законодательством и настоящим Законом.

9. В случае отказа в регистрации инициативной группе выдается решение, в котором указываются основания отказа. Данное решение должно быть выдано инициативной группе не позднее чем через два дня со дня принятия данного решения. Отказ в регистрации может быть обжалован в судебном порядке.

10. С момента получения регистрационного свидетельства, форма которого утверждается Избирательной комиссией Республики Бурятия, инициативная группа вправе организовать сбор подписей граждан Российской Федерации в поддержку инициативы проведения референдума в порядке, установленном федеральным законодательством и настоящим Законом. При этом учитываются только подписи, собранные после даты регистрации инициативной группы. Расходы, связанные со сбором подписей, несет инициативная группа.

11. Количество подписей, необходимое для поддержки инициативы проведения референдума, составляет 5 процентов от числа граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме. Число граждан Российской Федерации, имеющих право на участие в референдуме, определяется на основании данных регистрации участников референдума по состоянию на 1 января или на 1 июля соответствующего года. Требуемое количество подписей должно быть собрано инициативной группой в течение 20 дней со дня получения инициативной группой регистрационного свидетельства. В случае, если в течение этого срока не было собрано необходимого количества подписей участников референдума, дальнейший сбор подписей прекращается.

12. После окончания сбора подписей, но не позднее окончания срока действия регистрационного свидетельства, инициативная группа подсчитывает общее количество собранных подписей участников референдума и составляет итоговый протокол, в котором указывается дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей, количество собранных подписей.

13. Количество представляемых подписей, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, не может превышать более чем на 15 процентов их требуемое число, установленное в пункте 11 настоящей статьи. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола инициативной группы передаются уполномоченными представителями инициативной группы в территориальную комиссию референдума, выдавшую регистрационное свидетельство, которая проверяет соблюдение инициативной группой требований федеральных законов, настоящего Закона, устава муниципального образования при сборе подписей, в том числе проверяет достоверность собранных подписей в порядке, установленном настоящим Законом. По результатам проверки комиссия принимает постановление. В случае обнаружения нарушений установленных требований территориальная комиссия референдума выносит постановление об отказе в проведении референдума. Копия указанного постановления направляется инициативной группе. Члены данной инициативной группы не могут в течение двух лет со дня принятия этого решения выступать повторно с инициативой проведения референдума.

14. В случае соответствия порядка выдвижения инициативы проведения референдума требованиям федеральных законов, законов Республики Бурятия, устава муниципального образования территориальная комиссия референдума в течение 15 дней со дня представления инициативной группой документов, указанных в пункте 13 настоящей статьи, направляет подписные листы, экземпляр итогового протокола инициативной группы и копию своего постановления в представительный орган местного самоуправления, уполномоченный принять решение о назначении референдума.

Статья 8. Порядок сбора подписей граждан в поддержку инициативы проведения референдума


1. Подписи собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку вопроса (вопросов), выносимого (выносимых) на референдум. В случае вынесения на референдум проекта правового акта органа местного самоуправления лицо, собирающее подписи, должно представить текст этого проекта участнику референдума по его первому требованию.

2. Подписные листы для сбора подписей граждан должны содержать следующие данные:

а) наименование муниципального образования, где собираются подписи граждан;

б) номер регистрационного свидетельства, дата регистрации инициативной группы и наименование органа, зарегистрировавшего инициативную группу;

в) формулировку вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) для вынесения на референдум;

г) фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа и дату его выдачи, подпись каждого участника референдума, поддерживающего инициативу его проведения, и дату ее внесения.

Указанные данные вносятся участником референдума собственноручно или лицом, собирающим подписи в поддержку проведения референдума. Подпись участника референдума и дата ее внесения вносятся им в подписной лист собственноручно.

Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, собиравшего подписи граждан, и уполномоченного представителя инициативной группы с указанием даты заверения, фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, даты рождения, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, даты его выдачи. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложении к настоящему Закону.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»